Ты такой же, но только моложе...

Социологи изучили так называемое поколение зуммеров. Кем они работают, сколько зарабатывают, к чему стремятся?

Как говаривали в перестроечном фильме «Курьер», «хотелось бы знать, к кому перейдет построенное нами здание». Сказано — сделано: социологи изучили так называемое поколение зумеров — россиян в возрасте от 18 до 25 лет, родившихся с конца 1990-х по 2010 год. Сейчас в России почти 40 млн граждан моложе 25 лет, и, по идее, именно им принадлежит будущее. Кем они работают, сколько зарабатывают, к чему стремятся?

У старших относительно зумеров сложилось множество стереотипов. Например, считается, что они не умеют общаться вживую, потому что большую часть времени живут в интернете. Не способны на чем-то концентрироваться из-за клипового мышления. Зато чувствительны, склонны прислушиваться к себе и рефлексировать. Не гонятся за высшим образованием, им и курсов хватит. Предпочитают работать фрилансерами, их тошнит от офиса. Предел мечтаний — стать блогерами. И даже, представьте, секс мало волнует, холодные они какие-то...

Так ли это? Как выяснилось из исследования, сейчас работают около трети зумеров, а 16% их учатся в вузах. В столице и городах-миллионниках студентов еще больше — до 40%. Что касается работы, то юноши чаще тянутся в сферу программирования и IT, а девушки — в область образования, здравоохранения, финансов, рекламы и маркетинга. На блогерстве теперь и правда не очень-то заработаешь. Но каждый день ходить в офис это поколение действительно не готово — большинство предпочитают удаленную работу и частичную занятость. При этом молодые люди стремятся начать зарабатывать как можно раньше.

Доход половины московских зумеров колеблется в пределах 50-75 тысяч рублей, треть зарабатывают от 35 тысяч. В регионах столько получает преобладающая группа, а доходом в 50-75 тысяч могут похвастаться лишь 20% молодежи. Но финансовые ожидания большинства гораздо выше их реальных заработков: каждый пятый хотел бы получать 100-150 тысяч, а каждый шестой — и все 200 тысяч. Съест-то он съест, да кто ж ему даст? Это про них, зумеров.

Общая черта: они общаются, узнают новости и совершают покупки в интернете. В среднем потребляют вдвое больше интернет-трафика, чем граждане до 55 лет. Предпочитают Telegram . Контент, который их интересует, — история, психология, наука, урбанизм, развитие навыков и путешествия. У этого поколения популярны подписки. Женщины чаще подписываются на фильмы и аудиокниги, а мужчины — на сервисы, помогающие сэкономить и упростить жизнь.

Выяснилось, что зумеры склонны к экономии и накоплениям. Это поколение отличается финансовой грамотностью: 36% опрошенных получают пассивный доход от инвестиций и имеют брокерские счета. А еще зумеры любят скидки. Онлайн-шопинг популярнее среди женщин: 60% из них регулярно покупают онлайн, среди мужчин таких 40%.

Примечательно, что разницы в тратах на продукты, медицину, одежду и обувь, а также электронику и бытовую технику между мужчинами и женщинами сейчас почти нет. Аналитики считают, что это говорит о стирании традиционных гендерных ролей. Молодые люди не видят ничего зазорного в том, чтобы купить продукты, а девушки самостоятельно выбирают ноутбуки.

Передвигаться современная молодежь предпочитает на такси: в столице таких 70%, в миллионниках — 60%, в других городах — 45%. К каршерингу интерес существенно меньше: даже в столице его используют не более 15%. При этом у трети зумеров в Москве и миллионниках есть свой автомобиль, а в городах поменьше — у 40%. Но вызвать такси, конечно, проще. Также у молодежи очень популярны службы доставки еды. В Москве ими пользуются 65% опрошенных, в городах-миллионниках — более 50%. Зачем куда-то ходить или самому готовить, если все могут принести на дом.

«Это поколение росло в новых условиях, — комментирует социолог Сергей Судьин. — Оно глубоко интегрировано в виртуальное пространство. Зумеры интересуются вещами, их родителям часто совершенно непонятными: инвестирование, криптовалюты, разумное потребление. Они выросли с совершенно другими героями и идеалами, и попытки вернуть их к ориентирам полувековой давности обречены».

У кадровиков своя боль. Молодые специалисты значительно отличаются от предыдущих поколений. Зумеры легко ориентируются в больших потоках информации и без проблем осваивают новые технологии. Но и к работе они предъявляют совсем иные требования: для них важна возможность самовыражаться, решать креативные задачи. Рутина им не подходит, нудная работа вызывает желание сбежать. Если работа или профессия не нравятся, они с легкостью их меняют. Они «про удовольствие» в первую очередь: им важен гибкий график, хороший коллектив без жесткой иерархии, интересные задачи — вместо классической цели «вырасти до директора».

HR-специалисты сейчас даже слушают специальные лекции: как работать с зумерами. Ведь в условиях дефицита кадров всем придется подстраиваться под выходящее на рынок труда новое поколение.

Кстати

Обзаводиться детьми молодежь тоже не спешит, несмотря на все призывы депутатов рожать чуть ли не сразу после окончания школы. А в 2023-м продажи контрацептивов и вовсе бьют рекорды за последние годы. Похоже, к такому вполне ожидаемому результату привели разговоры об ужесточении правил в сфере абортов и продаж противозачаточных таблеток. Наиболее активно контрацептивами пользуются как раз россияне до 25 лет.