Теперь каждый ростовчанин, имеющий у себя дома или на работе комьпютер и электронную почту (а не имеющий таковых может обратиться к услугам многочисленных интернет-кафе), получил возможность послать свой запрос, жалобу или предложение в адрес городских и районных властей и в течение пяти дней получить ответ. Такой срок в отличие от 30-дневного, что существует для обычной почты обязателен к выполнению.
И вот что удивительно, письма по "продвинутым" каналам современной связи потекли рекой. А насколько полезной и эффективной оказалась услуга, можно судить по характеру обращений. "Мне 27 лет, я - работник городской поликлиники. Жена тоже медик, у нас малолетний ребенок. Жилищные условия стесненные. Насколько мне известно, существуют программы льготного кредитования на приобретение и строительство жилья для молодых семей. Хотелось бы получить более подробную информацию ... "
"Правда ли, что по страховому полису на каждого человека выделено 5000 рублей в год на лечение? А если больной потратил собственные деньги на лекарства и предоставил кассовые чеки в страховую компанию, ему выплатят затраченную сумму?"
"Я плачу за свое обучение самостоятельно и знаю, что в этом случае по закону освобождаюсь от уплаты подоходного налога. Не могли бы вы проконсультировать меня о том, какие документы и в какие сроки я должен предоставить?".
Восемь интернет-приемных открылись в Ростове-на-Дону лишь в начале ноября, но уже получили известность и за пределами донской столицы. "Я живу в Таганроге и хотела бы открыть курсы по обучению пользователей компьютеров. В администрации Таганрога мне сказали, что необходимо получить лицензию в Ростове-на-Дону. В Лицензионной палате Ростова ответили, что там этим не занимаются. Куда теперь обращаться, не знаю... " По электронным сетям письма пришли даже из-за границы. "Я приехала в Германию из Казахстана, в данный момент имею немецкое гражданство. Хотела бы знать, могу ли я купить дом или квартиру в Ростове-на-Дону?" На сайт Rostov-gorod.ru обратились также жители США, Канады, стран ближнего зарубежья. А ростовчане оказались активны и напористы в решении не только личных, но и общественно значимых проблем. Их интересует, будет ли в столице Дона монорельсовый транспорт, какие меры администрация города предпринимает в борьбе с тополиным пухом, есть ли лаборатория в городе, где можно проверить качество приобретенного лекарства, и так далее.
Если раньше по поводу прорвавшейся трубы, текущей крыши и неработающей канализации нужно было часами дозваниваться или по полдня высиживать по приемным чиновников, то теперь такая необходимость отпала.
- От компьютера не услышишь грубых слов, ему не дашь взятку, общение с его помощью происходит в более цивилизованном режиме, - поясняет начальник вычислительного центра мэрии города Алла Диденко. Вместе со своими коллегами она начинала эту работу еще два года назад. В октябре 2000-го первая интернет-приемная появилась в мэрии. Когда поток обращений увеличился, закономерно встал вопрос: "Почему за плохую подачу воды, к примеру в Кировском районе, должен отвечать мэр города?". Возникла мысль о создании интернет-приемных в каждом районе.
- А не получится, что наиболее "колючие" и труднорешаемые вопросы недобросовестный районный начальник сотрет из памяти компьютера, сделав вид, что его вовсе не было? - интересуюсь я у организаторов нововведения.
- Такого быть не может в принципе, поскольку предусмотрено тройное дублирование поступаемых жалоб и предложений. В том числе через вычислительный центр и контрольный отдел мэрии.
- А как узнать, если рассмотрение вдруг затянулось?
- Пожалуйста! - Александр Хабаров, главный специалист вычислительного центра, демонстрирует мне это с помощью дисплея, на котором напротив просроченного на несколько дней вопроса замигал красный восклицательный знак. С главами районов, чьи чиновники не научились работать оперативно, разговор, понятное дело, будет особым.
С будущего года, пояснили в пресс-службе мэрии, планируется открыть интернет-приемные в департаментах ЖКХ, здравоохранения, образования...
А разговоры в местных администрациях все чаще начинаются с фраз: "Зашел я вчера на наш сайт, а там... ".