СПОРТ БОЕВОЙ, НО ГУМАННЫЙ

Завершившийся в Санкт-Петербурге чемпионат мира по универсальному бою еще раз напомнил обществу о значении гуманистической составляющей в борцовских и боевых видах спорта.

О роли спорта в жизни общества сказано немало правильных слов. Многие годы средства массовой информации создавали образ спортсмена-"супермена" сильного, решительного и благородного.
Однако сейчас, когда прежняя система поддержки массового спорта испытывает глубочайший кризис, спортивному движению России все труднее противостоять негативным, разрушающим его процессам. Самые любимые "народные" виды спорта (футбол, хоккей, фигурное катание и легкая атлетика) становятся по разным причинам недоступными тысячам ребят. Определенные шаги в деле возрождения детского и юношеского спорта уже предпринимаются. Например, недавно президент РФ В. Путин лично поздравил подмосковных ребят с открытием новой бесплатной детской конно-спортивной школы в Горках-10.
Но пока мы пытаемся восстановить утраченное, в мире постоянно появляются новые виды спорта. Среди них есть и интересные, но есть и странные. Многие телезрители были в недоумении, увидев на последней зимней Олимпиаде соревнования по керлингу или скелетону. Достаточно непривычно наблюдать за спортсменами, расчищающими лед щеткой, или за санниками, летящими по желобу вниз головой. И все же при всей внешней нелепости этих дисциплин годы упорных тренировок сулят керлингистам или скелетонистам золотой олимпийский триумф.
В России возникновение новых спортивных дисциплин обычно связано с развитием навыков борьбы, выживания в самых непростых условиях, достижения цели независимо от обстоятельств, воспитанием жесткости. Так, шесть лет назад появился один из новых видов спорта - универсальный бой, или русский бой. Его создатель - золотой олимпиец-дзюдоист Сергей Новиков - решил скомбинировать преодоление полосы препятствий, метание ножей, стрельбу из специального пистолета и схватку на ринге...
Очевидно, что универсальный бой - это не только зрелищный, но и ответственный вид спорта. Представители федерации новой спортивной дисциплины наверняка понимают, что такой спортсмен должен уметь четко соотносить свои разносторонние возможности с реалиями и соблазнами современного мира. С юных лет ребятам-бойцам должны быть привиты гуманистические начала спорта как основа любых силовых и боевых навыков.
Однако итоги недавно завершившегося в Санкт-Петербурге III чемпионата мира по универсальному бою произвели на зрителей неоднозначное впечатление. Высокий профессионализм и мастерство бойцов вызвали довольно прозаические комментарии.
Один из сотрудников информационного управления президентской администрации посетовал, "что многие наши современники не торопятся жить в согласии с библейскими заповедями, и что общество должно уметь противостоять их разрушительной силе". Высказывание прозвучало весьма двусмысленно, поскольку осталось неясным, чему, собственно, должно противостоять общество: то ли нерадивым современникам, то ли самим заповедям.
На самом деле за этой оговоркой стоит важная проблема. Все мы свидетели того, как сначала в российском обществе, а затем и в отечественном спорте все сильнее укореняются архаичные принципы существования: "око за око", "человек человеку волк". Закулисная сторона спорта оказалась столь же многолика, как и видимая, публичная. Агрессия рядовых фанатов на стадионах или использование запрещенных стимуляторов спортсменами ведет к стиранию в современном спорте границ между добром и злом, между правдой и фальшью. Стремление некоторых спортсменов или тренеров оправдать применение допинга растущими нагрузками оказывается сродни объяснениям нарушений социальных и правовых норм их нереалистичностью.
А потому уже сегодня необходимо задуматься над тем, каким образом предотвратить возможное "перерождение" боевых видов спорта. Как сделать так, чтобы молодые спортсмены брали пример со знаменитых современников: Александра Карелина, Вячеслава Фетисова, Андрея Гурьева?
Если удастся решить эти задачи, то и государству станет намного проще создавать равные условия для развития всех видов спорта. Тогда понятнее станут и мотивы спонсорской помощи определенному виду спорта. Не секрет, что увлечения "сильных мира сего" позволяют общественности многое узнать и о личных качествах лидеров современного российского бизнеса и политики. Для одних спортивные пристрастия перекликаются с личными увлечениями, желанием оставаться в отличной форме, тогда как другие проецируют их на методы ведения бизнеса. В любом случае цивилизованное общество ни при каких условиях не позволит спортивному азарту стать выше библейских заповедей.