300 КМ НАПРЯМИК

Премьер-министр Греции Константинос Караманлис прибудет во вторник в Санкт-Петербург, а днем позже - в Москву. Из официального сообщения пресс-службы президента России - "стороны обсудят широкий круг вопросов двусторонних отношений и актуальных международных проблем, представляющих взаимный интерес" - мало что понятно. Наверняка руководители двух стран будут обсуждать конкретные проекты. Как сообщили корреспонденту "Труда" источники в Кремле, "значительное внимание на переговорах скорее всего будет уделено в том числе строительству нефтепровода, который пройдет по маршруту от болгарского порта Бургас на Черном море до греческого порта Александруполис на северном побережье Эгейского моря".

Москва, заявили в Минпромэнерго России, рассчитывает, что формат участия трех сторон в проекте будет "равноправным и справедливым, все получат доли, равные объему инвестиций". За последние 10 лет появилось немало альтернативных проектов, и в настоящее время "необходимо выбрать приоритетный", проработав вопрос об экономической эффективности проекта строительства нефтепровода Бургас - Александруполис.
По проекту нефтепровод позволит на танкерах доставлять российскую нефть из Новороссийска в Бургас и оттуда экспортировать ее по трубам в обход турецкого Босфора в Грецию. Общая протяженность трассы составит около 300 километров, пропускная способность при максимальной нагрузке достигнет 35 миллионов тонн в год. В Александруполисе будет сооружена инфраструктура для одновременной загрузки двух нефтеналивных танкеров измещением до 300 тысяч тонн, в то время как в Бургасе смогут разгружаться одновременно четыре танкера из Новороссийска водоизмещением 140 тысяч тонн каждый. Стоимость строительства оценивается примерно в 700 миллионов долларов. Срок возвращения инвестиций, по различным оценкам, - от 7 до 15 лет.
Ведущий греческий эксперт в области транспортировки нефти Иоанис ПАПАИОАНУ в интервью "Труду" назвал три основных преимущества проекта "Новороссийск - Бургас - Александруполис":
- Трубопровод будет сооружен в сотрудничестве трех исключительно дружественных между собой стран - России, Греции и Болгарии. Сегодня Греция остается единственной натовской страной, сотрудничающей с Россией в области обороны, а позиции двух стран по целому ряду актуальных вопросов международных отношений совпадают.
Строительство нефтепровода обойдется дешевле по сравнению с альтернативными маршрутами, которые предлагались до сих пор - Супса - Джейхан (Турция), Бургас - Флоры (Албания) или Одесса - Броды (Хорватия). Расчеты уже лежат на столах руководителей заинтересованных стран. Кроме того, "нитка", пролегающая по территории Турции, поставит транспортировку российской нефти за рубеж в зависимость только от одной страны, которая приобретает таким образом монопольный, геополитический статус, - отмечает Иоанис Папаиоану.
Нефтепровод Бургас - Александруполис, считает эксперт, будет дополнительным, а не конкурирующим по отношению к транспортировке российской нефти через проливы. Ведь с самого начала никто не делал секрета из того, что он не в состоянии, по крайней мере в силу своих возможностей, перекачивать всю нефть Западной Сибири и Каспия на Запад.
Ряд западных специалистов также считают, что строительство нефтепровода Бургас - Александруполис облегчит транспортировку российской нефти за рубеж, испытывающую в данный момент значительные затруднения в связи с существующей по сей день неизбежностью прохода крупных нефтеналивных танкеров через Босфорский пролив, что в силу высокой концентрации судов создает угрозу для окружающей среды и высокие аварийные риски. Сегодня там не могут проходить танкеры водоизмещением более 150 тысяч тонн. Танкеры, перевозящие российскую нефть, проводят в ожидании своей очереди иногда до 10 дней, что существенно увеличивает стоимость перевозки нефти. В результате нефть попадает на зарубежные рынки по неконкурентоспособным ценам. По подсчетам специалистов, приблизительно через пять лет танкерам придется простаивать в черноморской акватории в ожидании своей очереди уже в течение 20 дней.