"ОПЯТЬ ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ"

На рубеже XIX - XX веков по инициативе графа Витте в России была введена четвертая

На рубеже XIX - XX веков по инициативе графа Витте в России была введена четвертая государственная монополия на водку. В рамках этой акции по единому проекту в различных городах стали строиться казенные винные склады и заводы. Их здания, как близнецы, походили друг на друга. Один из них 1 июля 1901 года начал свое производство в Калуге. Заводские корпуса этого предприятия, чем-то напоминающие укрепленный замок, были очень похожи на те, что возвели в Москве, Туле, других городах.
Уже почти сто лет калужский завод занимается производством и продажей ликеро-водочной продукции. Превратившись ныне в ОАО "Кристалл", он поставляет водки, настойки, наливки, пунши и т.д. не только в различные районы Калужской области, но и в Москву, Московскую область, в северо-западный регион России, а также вот уже более 35 лет занимается экспортом этой продукции в другие страны.
Предприятие успешно работает, его продукция пользуется неизменным спросом, прежде всего благодаря своему качеству. Ведь при ее изготовлении используются натуральные компоненты, например спиртованные соки, а не ароматизаторы, красители и эссенции. Всего завод выпускает 60 видов наименований ликеро-водочных изделий. Но и ему приходится сталкиваться с проблемами, требующими оперативного и подчас нестандартного решения.
Одним из недавних "подарков" для заводчан явилось правительственное решение о повышении с первого января нынешнего года акцизов на ликеро-водочную продукцию, что, естественно, ведет к ее удорожанию. Напомним: акциз - это косвенный, дополнительный налог, который взимается государством с особых видов товаров, например, водки, сигарет, бензина, оборот которых имеет важное значение для пополнения федерального бюджета. Изменения к "закону об акцизах" вступают в силу после того, как их текст публикуется в "Российской газете". Однако создается ситуация, когда эти изменения публикуются либо непосредственно в день вступления в силу, либо, как это и было в 1997 и 1999 годах, "задним числом" - то есть уже через неделю-другую после даты их вступления в силу. Естественно, что сами акцизы (их величина значительно больше прибыли производителей) берутся по новым, увеличенным ставкам именно со дня вступления их в силу независимо от того, когда они опубликованы. Таким образом, весь этот период - с момента вступления в силу до момента официального опубликования новых акцизных ставок - производители, продавая продукцию по старым ценам, работают себе в убыток.
Кроме того, многие из них, как рассказал в беседе руководитель службы маркетинга калужского предприятия К. Бобченок, просто не имеют возможности быстро и своевременно пересчитать цены, подготовить документацию, а главное - предупредить оптовых покупателей, чтобы те смогли изыскать дополнительные средства, подготовиться к приобретению продукции по новым ценам. А ведь происходит достаточно существенное повышение акцизных ставок. Если до 1 января акциз на напитки крепостью свыше 25 процентов содержания спирта равнялся 60 рублям за один литр стопроцентного спирта, то, увеличившись на 40 процентов, он ныне составляет 84 рубля за литр. НДС же будет браться со всей стоимости товара, в том числе и с увеличившегося акциза. Иными словами, на 40 процентов увеличится акциз и еще на 20 процентов - НДС на акциз. В среднем же стоимость поллитра водки повысится минимум на шесть-семь рублей.
"Конечно же, - говорит К. Бобченок, - принимаемая мера вполне понятна и объяснима. В нынешней непростой экономической ситуации, когда над страной висит угроза применения международных санкций, эта мера должна способствовать пополнению доходной части бюджета. Волнует другое - то, что далеко не везде в нашей стране она сможет привести к желаемому результату. Дело в том, что в некоторых субъектах Федерации, в частности, в отдельных автономных республиках и областях, местные власти устанавливают определенные льготы при выплате налогов своими же ликеро-водочными заводами. В результате стоимость ликеро-водочных изделий падает до 12 - 15 рублей за пол-литра водки. По таким демпинговым ценам эта продукция реализуется оптовикам по всей стране, хотя в соответствии с существующим законом ее заводская стоимость не должна быть меньше 20 рублей без учета стоимости бутылки. Таким образом, для них снижаются акцизные ставки, и, соответственно, пополнение бюджета становится менее значительным, но их собственная прибыль увеличивается за счет роста продаж".
Страдают же от этого в первую очередь все другие легальные предприятия, которые в связи с повышением акцизных ставок вынуждены увеличивать цену на свою продукцию и которые не имеют "местных льгот". Наверняка увеличат свою прибыль и левые, подпольные предприятия, которые, естественно, вообще никаких налогов, в том числе и акцизов, не платят. В особенности подпольная продажа водки расцветет в первом квартале нынешнего года, когда в результате повышения цен на продукцию у законных, легальных производителей ее оборот, по оценочным данным, сократится почти на 50 процентов.
"В создавшихся условиях, - говорит К. Бобченок, - требуется более жесткое преследование со стороны российского государства, федеральных властей водочного сепаратизма, водочного демпинга, незаконной продажи ликеро-водочных изделий".
И, наконец, по мнению моего собеседника, еще одна проблема заключается в возникших сложностях с экспортом российской водки за рубеж. Сейчас наше законодательство фактически не поощряет, а тормозит экспорт, что, соответственно, лишает Россию столь необходимой валюты. Так, при поставках на экспорт алкоголя требуется сразу же оплатить всю сумму акциза и НДС, которая затем возвращается предприятию при получении денег за продукцию от иностранных партнеров. Вот и получается, что завод при отгрузке продукции за рубеж вынужден еще и кредитовать государство.
Иными словами, не государство кредитует экспортеров, а наоборот. Это во многом сказалось на падении российского экспорта алкоголя. Например, калужский "Кристалл" за весь прошлый год не продал за границу ни одной бутылки, в то время как до этих законодательных казусов он один ввозил в Россию 15 - 17 миллионов долларов ежегодно, из которых 75 процентов продавал государству.
Тем не менее жизнь продолжается, и с 2000 года калужский "Кристалл" начнет осуществлять тщательно подготовленную кампанию по распространению своих фирменных алкогольных напитков за рубежом.