ЗАРПЛАТА-2001

Одно из популярных новогодних пожеланий (помимо непременно упоминаемого здоровья) - "чтобы зарплату прибавили, и побольше". Об этом и в праздники, и в будни мечтают многие граждане. Сбудутся ли их надежды в 2001-м? Потяжелеет ли получка, скажем, у врачей, медсестер, учителей, тружеников "культурного фронта", словом, работников бюджетной сферы, многие из которых уже не первый год живут очень бедно? Что принесет, к примеру, увеличение с 1 января ставок Единой тарифной сетки (ЕТС)?

После ознакомления с соответствующими документами мой оптимизм, скажу откровенно, особо пока не окреп. Бесстрастные цифры свидетельствовали: кардинальных перемен в этой сфере пока не предвидится, хотя позитивные подвижки начались. Впрочем, обо всем по порядку. Тарифные ставки ЕТС с начала нынешнего года действительно повысились - правда, некоторые из них лишь на 23 рубля (3-го и 4-го разрядов), но другие - на 30-220 "рэ", а максимальное увеличение составило 243. Последняя прибавка относится к высшему, 18-му разряду. Его имеют руководители бюджетных учреждений, предприятий, ректоры вузов, главные врачи больниц и поликлиник, словом, начальство. Ставка у них выросла с 1086 до 1329 рублей. Прибавка вроде бы существенная, однако на самом деле деньги не такие уж большие. Ибо и этот новый тариф - ниже прожиточного минимума, который еще в третьем квартале прошлого года составлял для трудоспособных граждан 1350 рублей. Понятно, если уж у руководителей низкие ставки, то что говорить про остальных работников. Впрочем, читатель может сам сделать выводы. Приведу новые тарифы (округляя суммы в пределах 10 копеек) по всем 18 разрядам:
2001 год (январь - июнь)
1-й разряд 200 рублей
2-й 210
3-й 233,1
4-й 252,1
5-й 285,1
6-й 322,1
7-й 364,3
8-й 411,8
9-й 466
10-й 526,7
11-й 595,3
12-й 673,2
13-й 760,3
14-й 859,3
15-й 971,5
16-й 1078,4
17-й 1197,2
18-й 1329,2
Посмотрим теперь, что стоит за этими цифрами. Младшей медицинской сестре, например, может быть присвоен, как следует из постановления правительства от 14 октября 1992 года, только 2-й или 3-й разряд. Таким образом, ее тарифная ставка теперь будет 210 или 233,1 рубля. Даже если с учетом всевозможных надбавок и доплат медсестра станет получать 500-600 рублей, все равно, как ни экономь, эти деньги не "растянешь" больше чем на 10-12 дней. Новая ставка врача с 1 января 2001 года - от 411 до 971 рубля, учителя - от 364 до 859. Размер всех 18 новых тарифных ставок - по-прежнему ниже прожиточного минимума. Причем на первых семи разрядах новые тарифы меньше суммы, необходимой для выживания, в 4-7 раз (!).
Нередко приходится слышать, что, мол, не стоит бить тревогу, ибо на низших ставках сегодня практически никто и не работает. Однако это не так. По официальным данным, около трех миллионов человек имеют второй, третий или четвертый квалификационные разряды - дежурные бюро пропусков, табельщики, экспедиторы, секретари-машинистки, делопроизводители, кассиры, просто машинистки... В редакционной почте немало писем, авторы которых пишут, что получают всего 150-200 рублей, а инженеры - 400-600. "Мой 50-летний сын живет вдвоем с работающей женой, но их зарплаты не хватает для выживания, и я помогаю им из своей пенсии, - пишет Г. Лаврентьев из города Кулебаки. - Впереди у нас - полуголодное, полухолодное существование, пока мы и другой "балласт" не вымрем. Миллионы россиян оказались в России людьми без будущего. Как это несправедливо!".
Горько читать подобные письма. При безусловных позитивных переменах, произошедших в прошлом году (численность крайне нуждающихся сократилась с 60 до 46 миллионов человек), все же почти треть населения остается пока за чертой бедности. Недавний опрос ВЦИОМ показал: 39 процентов россиян продолжают испытывать усталость, безразличие; 16 процентов - страх. Хотя каждый третий опрошенный заявил, что у него "окрепла надежда". Накопившиеся за десятилетие реформ социальные тяготы затрудняют движение страны вперед. Нельзя не согласиться с Владимиром Путиным, когда он говорит, что экономические преобразования в России "трудно осуществлять, если наблюдаются негативные социальные процессы". В этом плане чрезвычайно низкая зарплата у десятков миллионов россиян - одна из самых болевых точек в нашем обществе.
Но, может быть, во втором полугодии, когда тарифные ставки будут еще раз увеличены, ситуация улучшится? Это повышение коснется только первых шести разрядов и будет настолько малым, что говорить о позитивных переменах всерьез рано. Вот какими станут тарифные ставки после 1 июля нынешнего года:
2001 год (июль-декабрь)
1-й разряд 300 рублей
2-й 310
3-й 320
4-й 330
5-й 340
6-й 350
По остальным 12 разрядам ставки после 1 июля не изменятся. Словом, надеяться бюджетникам на серьезную прибавку не приходится. Новые тарифы не вытащат из нищеты основную массу работников бюджетной сферы, а их, между прочим, 15 миллионов человек (за исключением, может быть, тех, кто получает деньги еще и из коммерческих фондов). Картина будет еще более контрастной, если сравнить новые тарифы со среднероссийской зарплатой в ноябре прошлого года - 2534 рубля и с прогнозируемой в 2001-м - 2892 (кстати, и здесь темпы роста существенно ниже прошлогодних). Словом, с низкими тарифами мы подойдем к 2002 году. Некоторая надежда остается на дополнительные доходы казны (если они будут), часть которых может быть направлена на повышение зарплаты. Но даже в лучшем случае надбавки окажутся не столь уж большими, и получка в этой сфере так и не станет пока надежным якорем семейного бюджета.
Мне могут возразить, что реальные заработки нередко раза в 2-2,5 выше "голого" тарифа, и значит, по нему нельзя судить об уровне жизни. Что ж, в ответ, не тратя время на споры, приведу данные Госкомстата о средней начисленной (но далеко не всегда выплаченной) октябрьской зарплате в некоторых отраслях:
Образование 1314 рублей
Здравоохранение и социальное обеспечение 1386
Культура и искусство 1314
Промышленность в целом 3215
в том числе нефтедобывающая 10898
цветная металлургия 6816
легкая 1449
Сельское хозяйство 995
Нетрудно увидеть, что зарплата бюджетников в основном ниже прожиточного минимума и в два с половиной раза меньше, чем в промышленности. Это не нормально, как и 10-кратный разрыв в уровне оплаты труда между отраслями (и такая же колоссальная дифференциация между регионами). В общей сложности, как показали исследования, более 30 процентов наемных работников (около 18 миллионов человек) получают зарплату, на которую невозможно продержаться без "приработка" месяц даже одному, не говоря уж о семье. Несмотря на тревожную ситуацию, политика доходов остается чрезвычайно жесткой. Реальная зарплата в целом по стране (а не только в бюджетном секторе), хотя и выросла в прошлом году почти на четверть, но от уровня докризисного 1997-го все еще отстает на 16,3 процента. При таких темпах серьезные позитивные перемены в социальной сфере произойдут не скоро.
Похоже, это не очень волнует и некоторых уже новых идеологов экономических реформ (о прежних "все" сказано). Еще не так давно предполагалось, что минимальная зарплата сравняется с прожиточным минимумом в 2005 году. Теперь, насколько известно, эту цель хотят отодвинуть на более дальнюю перспективу. Между тем доля оплаты труда наемных работников в валовом внутреннем продукте в России существенно ниже, чем во многих развитых странах. У нас, по моим расчетам, этот показатель составляет (включая отчисления работодателей на социальные цели) 32 процента от ВВП, а в Великобритании - 54,2; Германии - 53,7; США - 60; Франции - 52,2; Швеции - 58,8; Японии - 55,9. Выходит, серьезно недоплачивают россиянам. Госкомстат, правда, прибавляет еще и скрытую зарплату, получаемую в теневом секторе. Не очень ясно, какая доля ее приходится на наемных работников, а какая - на предпринимательский доход. Как бы то ни было, сравнение не в нашу пользу.
Не стоит утешать себя тем, что в ряде стран СНГ заработки ниже, чем в России (в сентябре в пересчете на американскую валюту средняя зарплата в Азербайджане составляла 45 долларов; Армении - 41; Киргизстане - 25; Молдове - 35; у нас - 86; Таджикистане - 8,8; Украине - 46; Казахстане - 101). Российские власти должны прежде всего думать о своих гражданах. Низкая зарплата не только тормозит проведение реформ, но и меняет отношение людей к своему делу. Будет ли выкладываться на уроках униженный нищетой учитель, приходящий в школу в дырявых, промокающих ботинках? Станет ли повышать свою квалификацию врач, у которого нет денег не только на покупку научных журналов, но даже и на оплату квартиры?
Недавно московская деловая газета сообщила, что, по ее сведениям, зарплата первого вице-президента одной из нефтяных компаний (до недавнего времени он занимал должность начальника управления Минтопэнерго) составляет около 1 миллиона долларов в год. Можно только порадоваться за высокопоставленного менеджера. Но когда 18 миллионов других россиян получают зарплату меньше прожиточного минимума, трудно отделаться от мысли, что в политике доходов у нас многое за эти годы запущено. В федеральных министерствах говорят, что главная ответственность за выплаты бюджетникам лежит на властях субъектов Федерации, а те в свою очередь сетуют (за редким исключением) на нехватку денег. Этот "пинг-понг" слишком затянулся.
В небюджетном секторе - вообще темный лес. Дифференциация в оплате здесь просто фантастическая. А где же, спрашивается, профсоюзы? Какова их роль? Многие профсоюзные лидеры на предприятиях либо "прикормлены", либо на пушечный выстрел не подпускаются к "коммерческим тайнам". Невеселая получается картина. Пора, видимо, разрабатывать и вводить более оптимальные правила игры. Не вызывает сомнений, что политика доходов должна быстрее становиться существенно более эффективной.