"ЗИЛЫ" ПРОМЧАЛИСЬ ПО АМЕРИКЕ

Кругосветная автоэкспедиция газеты "Труд" закончила путешествие по американскому континенту. Отмотав пять с половиной тысяч километров по территории США и Канады, три российских "ЗИЛа" прибыли в Нью-Йорк. Таким образом, общее расстояние, пройденное отечественными грузовиками, составило девятнадцать с половиной тысяч километров.

Сориентироваться в огромном Нью-Йорке оказалось довольно сложно. Не удалось сразу найти и место для парковки. Так что остановились мы в неположенном месте. Капитан команды Стефания Дзини отправилась искать гостиницу, в которой для нас были забронированы места, и... надолго исчезла. Позже выяснилось, что она заблудилась. Тем временем к нам подкатила полицейская машина. Вежливый служитель порядка не стал нас не только штрафовать, но даже помог добраться до отеля, следуя впереди каравана.
Американцы очень доброжелательны. Водитель-дальнобойщик Сергей Горячев познакомился на бензоколонке со своим коллегой 30-летним Стивом, управляющим огромным автофургоном. Сергей опробовал его грузовик: машина замечательная, хотя и непригодна в отличие от "ЗИЛов" к езде в условиях бездорожья Крайнего Севера. Стив рассказал, что работает шофером уже два года, в месяц зарабатывает 3-4 тысячи долларов.
- В кемпингах мы видели, что водители грузовиков оставляют там двигатели включенными на всю ночь. Зачем они это делают? - спросил я Стива.
- Это позволяет сохранять тепло в кабине машины. Аренда номеров в мотелях и кемпингах стоит от 30 долларов в сутки. Чтобы не тратиться, мы предпочитаем спать в грузовиках. Кстати, советую вам питаться только в тех ресторанах, возле которых стоят "фуры". Не прогадаете. Наши водители - люди опытные. И хорошо знают, где кормят вкусно и, главное, дешево...
Корреспондент "Труда" ехал на машине, которой управлял инженер-испытатель АМО "ЗИЛ" Леонид Клинов. Ему 56 лет, и он самый старший член экспедиции.
- Помню, в 1972 году я участвовал в испытаниях наших машин в Каракумах, - рассказывал он, не отрывая рук от руля. - Днем 40-градусная жара, а ночью лишь плюс 18, что по контрасту воспринимается как сильный холод. Открываю утром капот грузовика, а оттуда вдруг вырывается шипящая голова гадюки. После этого ЧП пришлось стать автором новой статьи в инструкции по технике безопасности. Теперь в пустынях допускается открывать двигатель лишь после его прогрева.
- Как вы стали инженером-испытателем?
- Мечтал с детства. На ЗИЛ пришел в 15 лет учеником слесаря. Параллельно учился в школе рабочей молодежи. Потом во втузе при ЗИЛе. Отслужил три года в стройбате на Крайнем Севере. И с 1975 года работаю в экспериментальном цехе. Участвовал в пробегах в Каракумах, Крыму и Прибалтике.
- Инженер-испытатель - опасная профессия?
- Мне пришлось пережить гибель троих своих коллег. В 1979 году сам пострадал по неосторожности. Я проводил тестовые замеры, сидя на месте пассажира. Дверь рядом со мной оказалась незахлопнутой. При очередном крутом вираже на скорости около 100 км в час выпал на дорогу. К счастью, отделался лишь переломом руки. Но зато мы тогда подтвердили, что грузовики "ЗИЛ" носят государственный Знак качества по праву.
- Каково впечатление от езды по американским дорогам?
- Приходится приспосабливаться к новым правилам дорожного движения, что, в общем-то, не сложно. Все местные водители очень вежливы. Например, на перекрестках здесь обычно действует правило - уступать дорогу тому, кто первым до него добрался. В Москве такое даже невозможно себе представить. На широких автострадах по крайней правой полосе может ехать лишь тот автомобиль, в котором сидит не менее трех человек. В этом случае машина уже считается общественным транспортом. За нарушение правила - штраф около 200 долларов. При этом тебя еще и задержат, доставят к местному судье, который прочитает лекцию о действующем законодательстве, и уж только потом отпустят. Это, разумеется, дисциплинирует.
Примерно через неделю "ЗИЛы" кругосветной автоэкспедиции газеты "Труд" прибудут на корабле в Великобританию. Членам команды придется осваивать необычное для них левостороннее движение.
СПОНСОРЫ:
"ШИК" (финансовая поддержка); "Бритиш Петролеум" (топливо); "МТС" (телефонная связь); "3М" (оформление машин); "Домодедовские авиалинии" (авиабилеты); "Аэрофлот - Российские авиалинии" (авиабилеты); Columbia и "Спортмастер" (одежда); "Чукотская торговая компания" (переправка машин); "Сорокинструмент" (инструменты).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПОНСОРЫ:
НТВ; журналы "Весь мир" и "Ах..."; радио "Спорт FM"; газеты "Труд", "Версты", "Алфавит".
Автопутешествие проходит при поддержке правительства Москвы.