ЦЕНУ НАЗНАЧИТ ВОЙНА

В первый же деловой день нового года на крупнейших биржах мира - International Petroleum Exchange (Лондон) и New York Merchantile Exchange (Нью-Йорк) - цены на нефть с поставкой в январе опять повысились и составили соответственно: Brent - 29,43 (+0.73); Light Sweet Crude - 31,85 (+0,65) доллара за баррель.

Те, кто в последние дни старого года закупал нефть впрок, заплатили еще дороже: баррель североморской смеси Brent с поставкой в феврале обошелся им в 30,6 доллара, с поставкой в марте - в 29,85 доллара. Парадокс: все - и продавцы, и покупатели - говорят о том, что нынешние цены неоправданно завышены, но нефть продолжает покупаться.
Причин здесь несколько. Это и политическая нестабильность в Венесуэле, из-за которой в этой стране - экспортере "черного золота" резко снизилась добыча, и прогнозы на суровую зиму (топливные компании запасаются мазутом), а главное - ожидание начала новой американо-иракской войны. Как пишет лондонская газета "Таймс", крупнейший мировой потребитель "черного золота" США продолжают пополнять свои нефтяные запасы. Тем же самым (ввиду обещанного американцами военного конфликта в Персидском заливе) занимаются и несколько азиатских государств. И даже Саудовская Аравия ежедневно выкачивает и сливает в хранилища почти миллион баррелей нефти сверх того объема, который она имеет право добывать по решениям ОПЕК. Цель все та же - в случае войны США с Ираком "заполнить прореху", которая непременно образуется на мировом нефтяном рынке из-за прекращения поставок иракской нефти.
Теоретически такая ситуация очень выгодна российским нефтяным магнатам. Тем более что в конце минувшего года правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике приняла решение о снижении с 1 февраля экспортной пошлины на нефть с 29,8 до 26 долларов за тонну. А поскольку наша страна не связана рамками ОПЕК, то российский нефтяной экспорт растет так быстро, как это возможно технически и технологически. То есть доходы нефтяных компаний множатся не только из-за роста мировых цен, но и благодаря увеличению экспорта - при одновременном снижении отчислений в госказну.
Военная операция США против Ирака, по мнению большинства экспертов, начнется в конце февраля или в начале марта 2003 года, что и объясняет ажиотаж, возникший на Лондонской и Нью-Йоркской биржах вокруг нефтяных контрактов с поставкой нефти именно в эти месяцы. Это означает, что российские нефтяные компании будут получать повышенные прибыли весь первый квартал. А с апреля размер экспортных пошлин может быть снова пересмотрен.
Однако в последнее время в мировую печать стала просачиваться информация о возможности мирного разрешения "иракской проблемы": мол, не исключено, что Саддам Хусейн уйдет "по-тихому" сам, получив гарантии личной неприкосновенности. Но в этом случае, предупреждает "Таймс", "если Саддама... уберут и в Багдаде воцарится американский ставленник, тогда цены рухнут потому, что те, кто нефть приобрел в запас, будут отчаянно стремиться от нее избавиться. Это может пойти на пользу как экономике США, так и в особенности Европы..." Зато доходы от экспорта нефти резко снизятся.
Правда, в этом случае российские предприятия и автолюбители могут получить снижение цен на моторное топливо внутри страны. Ведь добывающие мощности отечественных нефтяных компаний сегодня "раскручены" до верхнего предела, запросто скважины не перекроешь - они попросту разрушатся. То есть в случае перенасыщения мирового рынка предназначенные на экспорт нефть и нефтепродукты придется продавать внутри страны. И уж, конечно, не по мировым ценам.