РОЖДЕСТВО ОСВЯТИЛО МИР

"ХРИСТОС раждается - славите! Христос с небес - срящите (встречайте)! Христос на земли - возноситеся!" (взгляните вверх в небеса, горе)!.." - так мы слышим на всенощных за несколько недель до праздника, так с особенной торжественностью поется в Церкви в рождественскую ночь. История Рождества Христова известна теперь уже, наверное, почти каждому человеку. Вифлеемская пещера, волхвы, пастухи, ангельский хор с его славословием: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14), злоба Ирода, равнодушная холодность людей, не пустивших семью, ожидавшую младенца, ни в один дом, теплота животных, стоявших у ясель, где лежал Богомладенец Христос...

В последние годы празднование Рождества отмечается даже на государственном уровне, этот день сделали выходным.
Но чего мы ждем в этот день? Только ли красивых церковных песнопений, ночной службы, елки, детской радости, взаимного обмена подарками, конца поста, наступления времени Святок или чего-то иного? Грустно будет, если, задав себе этот вопрос честно, мы обнаружим, что большая часть наших предрождественских ожиданий сводится к околопраздничным попечениям. Но даже если это пока и так или если по милости Божией это уже хоть в какой-то мере не совсем так, мы должны стремиться к тому, чтобы главным для нас в переживании праздника Рождества Христова становилась не сентиментальная картина вифлеемской ночи, а наша радость о том, что преодолена стена между согрешившим человечеством и жертвенно милующим его Богом.
"Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом" - эта древняя формула святителя Афанасия Александрийского есть точнейшее выражение торжества неступающего праздника. Бог отлагает все Свое величие в Божественном Своем нисхождении, принимает человеческий образ крайней беспомощности и слабости - образ только что появившегося на свет Младенца, уже знающего о том пути, о той жертве, которая Ему предстоит.
Именно поэтому на православных иконах Рождества в лике Богомладенца, в Его глазах - не младенческая полубессмысленная радость, а скорбь от голгофского томления, которое через тридцать три года испытает родившийся Богочеловек, - испытает ради того, чтобы мы потом могли соединиться с Ним в таинстве крещения и жить по правде Божией. И чтобы для нас вхождение Бога в мир стало не просто умозрительным фактом, а началом и призывом к нашему ответу, к нашему соучастию, к нашему предельно внимательному и бережному отношению к своей душе, за которую пострадал Христос и для спасения которой Он родился. И этот мир, некогда сотворенный добро и зело и оскверненный человеческим грехом, вновь освящен вхождением в его бытие Сына Божия. И мы должны осознавать, что наш долг - это соучастие в деле спасения этого мира и освящения его Творцом.
На второй день праздника Рождества Христова Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, то есть особенную память Божией Матери, сохранившей чистоту и души и тела и открывшей в Себе всю ту меру обожения, высоты и святости, которые только и доступны человеческой личности, человеческой ипостаси. В. Лосский, один из богословов ХХ столетия, сказал о Ней: "Если в лице Богочеловека Христа мы видим вочеловечившуюся Божественную Ипостась, то в лице Девы Марии мы видим всю меру обоженной человеческой личности, которая может быть достигнута в единении с Творцом". Все, что мы знаем о Пресвятой Богородице, есть мера и предел, доступный человеку.