СО СВОИМ УСТАВОМ

Законодательное собрание Красноярского края "откусило" самый жирный кусок у Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа - Норильск и прилегающие к нему территории. Так, во всяком случае, истолковал ситуацию на пресс-конференции член Совета Федерации от Таймырского АО Леонид РОКЕЦКИЙ.

Поначалу таймырцы пытались решить вопросы по незаконному отчуждению земель Красноярским краем, что называется, "полюбовно". Несколько раз обращались к депутатам краевого Законодательного собрания, создали совместную рабочую группу для поиска компромисса между округом и краем. Красноярцы упорно не слышали таймырских призывов, а рабочая группа не нашла компромисса и была распущена.
30 января депутаты таймырской Думы вновь обратились в Законодательное собрание с заявлением "О нарушении Законодательным собранием Красноярского края предусмотренной Конституцией Российской Федерации компетенции Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) округа".
В заявлении отмечается, что статья 108 Устава Красноярского края и Закон "Об утверждении границы г. Норильска с городами Кайеркан, Талнах и поселка Снежногорск", принятые красноярским собранием в декабре 2000 года, а также некоторые другие законодательные акты, затрагивающие территории ТАО, нарушают законодательства как самого края, так и Таймырского автономного округа. Более того, они вступают в явное противоречие с Конституцией РФ. Названные территории вместе с производственными мощностями и солидной налоговой базой самовольно выводятся Законодательным собранием из-под юрисдикции Таймырского округа и переходят во власть Красноярского края.
Леонид Рокецкий пояснил, что Красноярский край является сложносоставной территорией России. В его состав входят Ненецкий и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа. В соответствии с Конституцией они являются равноправными субъектами Российской Федерации. На основании этого Таймыр обладает собственной территорией, неотъемлемой частью которой являются Норильск, Талнах, Кайеркан и Снежногорск.
Поселок Норильск, расположенный в 80 километрах от окружного центра - порта Дудинка и в 2000 километрах от Красноярска, до поры до времени был никому не нужным захолустьем. Когда там началось строительство крупнейшего в стране комбината, таймырское руководство приняло решение об отводе земель Дудинского района ТАО Норильску в хозяйственное ведение для конкретных целей. Вскоре Норильск стал элитным городом не только в Красноярском крае, но и в стране.
- Здесь работали и работают специалисты высокого класса, - говорит Леонид Рокецкий.- У всех - высокие зарплаты. Однако в результате региональных передряг и искаженной финансовой политики, которую проводит Красноярский край, на комбинате имеют место задержки с выдачей зарплат. В городе растет социальная напряженность. Есть и другие негативные явления. Например, промышленное производство (тот же Норильский комбинат дает немалую нагрузку на экологию) загрязняется таймырская земля. Однако соответствующий налог уходит в Красноярск. Из каких, простите, средств проводить природоохранные мероприятия Таймыру? Обустройством округа надо заниматься последовательно и целенаправленно. Однако ситуация сегодня такова, что властные полномочия и финансы подмял под себя край, а ответственность досталась округу.
Краевых депутатов это вполне устраивает. Менять они ничего не собираются. Даже мнение губернатора Александра Лебедя их не очень-то интересует. Об этом можно судить по такому факту: 16 декабря 2001 года губернаторы Красноярского края и Таймырского округа А. Лебедь и А. Хлопонин подписали межбюджетное соглашение края и ТАО, в соответствии с которым 60 процентов налогов на недропользование, поступающих из НПР, направляется в бюджет Таймырского округа, а 40 - в бюджет края. Краевые законодатели это соглашение до сих пор не утвердили.
...1 февраля Законодательное собрание Красноярского края должно было рассмотреть заявление таймырской Думы и принять соответствующее решение. Однако красноярские депутаты заниматься этим делом отказались.
- Есть ли выход из ситуации? - спросила я Л. Рокецкого.
- Есть, - сказал Леонид Юлианович.- Прежде всего мы обратимся в прокуратуру. Однако важнее другое. Необходимо принять федеральное законодательство, регулирующее взаимоотношения между округом и краем. Это актуально для всех сложносоставных территорий Федерации. Я уже выходил с законодательной инициативой, в результате чего разработан проект Федерального закона "О взаимоотношениях краев (областей) с округами, входящими в их состав". Сегодня он - в стадии доработки. Что такой закон необходим, я из собственной практики знаю. Ведь я 10 лет возглавлял Тюменскую область, куда входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. С большим трудом, но мы преодолели разногласия между областью и округами и приняли устраивающие всех решения. Поверьте, от этого выиграли все. Уверен, что проблема разрешится и в Красноярском крае. Только когда? Заехали ведь так, что не знаем, как вырулить...