03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МЕЖДУ ГАРМОНИЕЙ И АЛГЕБРОЙ

Мацкявичене Марина
Опубликовано 01:01 05 Февраля 2003г.
Перед принятием закона о школьных стандартах документ горячо обсуждался на общественных слушаниях, в которых приняли участие известные российские ученые, педагоги, политики и бизнесмены.

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ ПУШКИН И ТОЛСТОЙ ? К этому простому и, казалось бы, давно решенному вопросу рецензентам закона о школьных стандартах пришлось вернуться заново и убедиться, что место русской словесности в космическом по своим масштабам информационном потоке сегодня так же почетно и незаменимо, как и в те времена, когда книга считалась главным источником знаний. Отечественная литература сохраняет и развивает духовный облик россиян - наверное, именно это и является главным критерием при создании образовательных стандартов и отборе для школьной программы из великого множества прозаических текстов, стихотворных строф, диалогов, описаний природы наиболее ценного. К сожалению, знание лучших образцов отечественной словесности давно перестало быть нормой для более или менее образованного россиянина. "Даже страшно называть число людей, которые только слышали имена Пушкина и Толстого, но никогда не читали их произведений", - сказала писатель Мариэтта Чудакова. В такой ситуации, по ее мнению, выход может быть только один - посвящать значительную часть уроков просто чтению с комментариями и учить наизусть всего "Евгения Онегина" или "Горе от ума", "чтобы неиспорченный язык западал в голову". Но тогда, возражали М.Чудаковой оппоненты, на выходе из школы получим только "грамотного читателя", а сверхзадача преподавания литературы - воспитание нравственности, гражданственности и прочих положительных качеств. Правда, никто так и не смог сформулировать, каким образом можно измерить у выпускников обретенный в результате изучения, скажем, Антона Чехова или Михаила Булгакова этический или эстетический опыт. А вот знания текста произведения, основ литературоведения, понимания соответствующего культурно-исторического контекста - требовать на экзаменах обязательно будут. В общем, истина в споре пока в полном виде не родилась.
МАТЕМАТИКА ПРОЧИЩАЕТ УМ. Зато математическое сообщество в лице академиков РАН встало против проекта стандартов стеной. Напрасно один из его авторов Георгий Дорофеев убеждал собравшихся в том, что большинству российских граждан в практической жизни математика не слишком-то и нужна. Участники слушаний сочли значительное сокращение школьной программы по этому предмету чуть ли не диверсией. По мнению заместителя проректора МГУ Игоря Сергеева, предложенные стандарты основного образования (с пятого по девятый класс) подразумевают уровень знаний для "недоразвитых" - где-то между "двойкой" и "тройкой", в старшей же школе уровень должен быть даже выше, чем на "пятерку". Академик Дмитрий Аносов заметил, что сокращать программу по математике надо очень осторожно, по минимуму, а кое-что, по его мнению, следует и добавить. Например, самые начальные элементы теории вероятностей, без которых невозможно хотя бы понимание статистических данных. В проекте стандартов многое вызывало недоумение ученых и педагогов. Например, то, что математика идет в одном блоке с информатикой, а программа по арифметике не предполагает текстовых задач. Кстати, представитель одной из фирм пожаловался, что при приеме на работу многие претенденты со средним и даже высшим образованием не знают наизусть таблицы умножения.
Проект стандартов по математике еще до общественного обсуждения был разослан по российским регионам, откуда затем поступило 85 отзывов из региональных управлений образования. Суть их сводится к тому, что в предложенных стандартах не произошло обещанной разгрузки, объем программ не соответствует содержанию, а посему проект должен быть разработан заново. Академик Аносов припомнил фразу Ломоносова "математика прочищает ум" и посоветовал новым разработчикам стандартов сделать ее своим девизом.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников