06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГОСПРЕМИЯ ПО ПРОТЕКЦИИ?

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 05 Февраля 2003г.
Странное впечатление производит список театральных работ, представленных на соискание Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2002 года. Здесь, как говорится, постарались соединить "коня и трепетную лань"

Рядом с прогремевшим спектаклем Марка Захарова "Шут Балакирев" по пьесе Григория Горина стоит никому не известная постановка Бориса Гранатова из Вологды "Человек из Ла-Манчи" по мотивам "Дон Кихота" Сервантеса. А откровенно слабый спектакль Михаила Бычкова "Дядюшкин сон" воронежского камерного театра, который провалился на "Золотой маске", "конкурирует" с "Московским хором" Людмилы Петрушевской, блистательно поставленным Львом Додиным и Игорем Коняевым в петербургском Малом драматическом театре.
Так что же это, господа хорошие, получается? Выходит, общественное мнение тут вовсе ни при чем? Вы, критики, пишите, что хотите, а местные органы культуры представят на Государственную премию тот спектакль, который мил их сердцу. Да и "как не порадеть родному человечку". Например, "Дядюшкин сон" рекомендован Комитетом по телевидению и радиовещанию Воронежа, а "Человек из Ла-Манчи" - вологодским филиалом Российского фонда культуры. Боже упаси, я не собираюсь кого-то упрекать в отсутствии вкуса и объективности, но ведь нельзя на черное говорить белое или идти от противного: вот нам не дали "Золотую маску", так мы теперь пойдем другим путем...
Доходит до смешного, даже отделения СТД, состоящие из двух-трех человек, могут выдвигать на Государственную премию любой спектакль единственного в городе театра. Ничего плохого по поводу постановки Рифкатом Исрафиловым "Дон Жуана" Мольера в Оренбургском драматическом театре сказать не могу (опять же рекомендовано местным отделением СТД), но выпущен-то он был почти семь лет назад. Всем известно, что даже хороший спектакль за это время ветшает, распадается, поскольку актеры - живые люди, и они устают играть одно и то же.
Идем дальше. Управление культуры и искусства администрации Омской области выдвигает на Государственную премию спектакль Олега Рыбкина "Приглашение на казнь" по мотивам романа Владимира Набокова. И опять неувязочка: все, кто видел его на "Золотой маске", могут подтвердить - придуманная режиссером художественная форма постановки на цирковой арене явно не соответствует бытовой манере игры актеров. Исключение составляет только Евгений Смирнов, который попытался выпасть из этого псевдоансамбля и сыграл эксцентрично, как подобает клоуну. Поэтому, думается, справедливо было бы выдвинуть его одного на государственную премию. А впрочем, зачем? Я видела в Омске другие спектакли, и, поверьте, они значительно интереснее "Приглашения на казнь".
Удивительной настырности некоторых художников можно только позавидовать: они идут на любые ухищрения, чтобы только повесить себе на грудь очередной значок лауреата. Естественно, Константин Райкин и Юрий Погребничко к ним не относятся. Этим худрукам не надо интриговать и пользоваться услугами влиятельных протеже, поскольку коллективы "Сатирикона" и театра "Около дома Станиславского" говорят сами за себя. Здесь творческие эксперименты органично соединяются с традициями истинно русского театра, его актерской школой. И не случайно газета "Культура" предложила комиссии по Государственным премиям РФ отметить актерские работы Константина Райкина в спектаклях "Контрабас" и "Синьор Тодеро, хозяин", а также камерный театр Юрия Погребничко - за оригинальный сценический стиль и новаторское освоение классического наследия.
Кстати, последняя премьера этого коллектива "Странники и гусары" будет показана в Петербурге на "Золотой маске", как и "Синьор Тодеро", и "Король Убю" театра "Et сetera", тоже претендующий на Государственную премию. В перечне имен этой постановки на первом месте стоит художественный руководитель проекта, известный продюсер Давид Смелянский, человек довольно известный в театральных кругах, никогда не проигрывающий в своем деле. Думаю, у него есть все шансы получить Государственную премию. К тому же спектакль выдвинут телеканалом "Культура", а там люди серьезные, авторитетные, включая ведущего программы "Культурная революция" Михаила Швыдкого.
Вообще-то у нынешней Государственной премии по театральному искусству несколько камерный оттенок, поскольку почти половина из представленных спектаклей показывается в маленьких залах, лицом к лицу со зрителем, где любая актерская промашка видна сразу. Блистательный дуэт Андрея Панина и Николая Фоменко в спектакле "Академия смеха" на малой сцене театра имени Пушкина (режиссер Роман Козак), несомненно, покоряет публику, но, по-моему, этого мало для столь авторитетной премии.
Впрочем, об авторитетах. В списке театральных деятелей, представленных на Государственную премию РФ 2002 года, нет ни Анатолия Васильева, ни Генриетты Яновской, ни Алексея Бородина, ни Сергея Женовача, ни Юрия Еремина, хотя именно у них в последние два года были самые интересные спектакли. Почему? Неизвестно. Видно, никто не захотел хлопотать за них, а сами они этого не умеют делать. Поэтому для того, чтобы авторитет Государственной премии РФ был высок, надо бы серьезно подумать об изменении механизма выдвижения на эту премию, в противном случае нам грозит снижение художественных критериев.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников