04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРОЛОЖИМ ФИННАМ ДОРОГУ НА МАРС

Борисов Виталий
Опубликовано 01:01 05 Февраля 2003г.
Пытаюсь представить, как эта небольшая марсианская станция, которую мы с фотокорреспондентом осматриваем в одной из лабораторий Научно-исследовательского центра имени Г.Н. Бабакина, через какое-то время окажется на далекой Красной планете, за 60 миллионов километров от Земли, в чужом, загадочном мире. Оттуда будет передавать маленькой тусклой звездочке - нашей планете - результаты наблюдений. Фантастика ...

Межпланетный аппарат удивляет кажущейся внешней простотой и в то же время оригинальными решениями, использующими российские ноу-хау. Конструкторы Бабакинского центра участвовали в создании и отечественных луноходов, и автоматических станций для исследований Марса, Венеры, Луны. Очередного посланца землян здесь изготавливают для Метеорологического института в Финляндии. Соседняя страна намерена внести свой вклад в изучение марсианских загадок. Заводское название российского аппарата - метеорологическая мини-станция (ММС). Верхняя часть ее - легкий надувной "бублик" (около двух метров в диаметре), к которому подвешен длинный вертикальный металлический корпус, похожий на снаряд. Но начинен он не порохом, а научной аппаратурой. "Снаряд" укреплен на тончайшей, сверхпрочной капроновой материи, спускающейся с внутренней окружности "бублика" в виде конуса.
В собранном виде станция могла бы уместиться в сравнительно небольшой коробке. Однако стоит произвести наддув "бублика", поднять его на вытянутых руках вверх, как металлические цилиндры, лежащие в центре и вложенные, как в телескопической трубе, один в другой, начинают под действием пружины быстро выскальзывать, образуя вытянутый прочный, заостренный на конце цилиндр.
Заместитель генерального директора Научно-исследовательского центра имени Г.Н.Бабакина, конструктор с тридцатилетним стажем Виктор ВОРОНЦОВ, бережно поддерживая со своей стороны поднятую вверх станцию, рассказывает, как будет происходить спуск ее в марсианской атмосфере. Заполненный газом "бублик" с прикрепленной к нему капроновой "воронкой" является своеобразным парашютом. Для дополнительного торможения при подлете к поверхности надувается еще одна оболочка. Тем не менее скорость соударения с грунтом будет значительной - около 60 метров в секунду. Перегрузка, действующая на научную аппаратуру, достигнет 500 единиц, но приборы рассчитаны именно на такой жесткий режим посадки. При этом летящая со скоростью небольшого самолета металлическая сигара вонзится острым концом в марсианский грунт и уйдет в глубину на несколько десятков сантиметров. Сама же метеостанция останется на поверхности Марса.
Затем из металлического корпуса выдвинутся две штанги. Приборы на одной из них начнут измерять температуру и скорость ветра в марсианской атмосфере, а панорамная камера будет вести телерепортаж с Красной планеты. Чуткие датчики другого зонда определят влажность и температуру поверхности Марса.
На станции монтируется так называемый поверхностный модуль, в котором находится научная аппаратура совместной разработки ученых финского Метеорологического института и российского Института космических исследований РАН. Кроме перечисленных замеров, межпланетная метеостанция будет фиксировать также давление и прозрачность марсианской атмосферы. Поразительно, что общий вес десятка приборов, панорамной камеры, процессора, радиоизотопного теплоэлектрогенератора, аккумулятора, служебного блока, радиосистемы, элементов конструкции, кабелей, антенны - словом, всей полезной нагрузки составляет лишь 2,5 килограмма. Еще лет десять назад подобная "начинка" весила бы не менее 30. Многократное уменьшение веса и габаритов достигнуто за счет использования чудесных достижений микроэлектроники и материаловедения. Скажем, панорамная камера имеет диаметр всего 3 сантиметра и весит 100 граммов. Станция должна сохранять работоспособность в экстремальных условиях - во время жесточайших пылевых бурь и при 100-градусной стуже.
Однако самым трудным было найти решение не технических, а финансовых вопросов. С деньгами в нынешнее время сложно. Умные головы предложили весьма интересный и устраивающий всех вариант. Наша страна, как известно, задолжала многим государствам, в том числе и Финляндии. Так вот, вместо перечисления валюты на банковские счета в Хельсинки Россия предложила соседней стране другую схему: в счет нашего внешнего долга Научно-исследовательский центр имени Г.Н.Бабакина изготовит для Финляндии необходимые ей марсианские метеостанции. А платежи центру будут производиться из российского федерального бюджета. Все в итоге окажутся в выигрыше: финны получают уникальные межпланетные аппараты, а наш федеральный бюджет поддержит значимое предприятие космической отрасли, на котором сохранятся рабочие места и продолжатся разработки на мировом уровне.
- Для начала мы разрабатываем для финских заказчиков прототип одной станции, - говорит Воронцов. - Пусть посмотрят. Проверим ее на экспериментальной площадке, затем проведем летные испытания. Всего для Финляндии будет изготовлено около 20 метеостанций. Вес каждого такого спускаемого зонда небольшой: от 15 до 20 килограммов. Так что финские ученые смогут "внедрять" свои аппараты в предстоящие марсианские беспилотные экспедиции, которые будут организованы другими странами. 20 метеозондов, размещенных в разных районах Красной планеты, позволят получить подробные данные о загадках тамошнего климата...
Пожелав счастливого полета станции, направляемся к другому экзотическому объекту - бабакинскому марсодрому. Здесь в ожидании команды оператора замерли три дистанционно управляемых шестиосных планетохода. Тонкий песок, разбросанные хаотично камни разной величины и формы имитируют марсианскую поверхность. Оператор нажимает на пульте управления кнопку, и один из вездеходов начинает движение. Каждое из шести его необычных колес (широких, завершающихся конусом) приводится в движение собственным двигателем. Он размещается внутри колеса. Гибкая независимая подвеска; шарнирно-сочлененная рама, которая может менять свою конфигурацию, - все это позволяет преодолевать сложные препятствия.
Чуткая электроника следит за тем, чтобы крен не превысил максимально допустимой величины. Марсоход, например, запросто взбирается на огромный валун. Оператор, сидящий за дистанционным пультом управления, выбирает такой маршрут, при котором перекошенная в разные стороны конструкция сохраняет устойчивое равновесие. Порой, кажется, еще секунда - и загремит вездеход вниз, ломая антенну, уникальные приборы и многозвенную руку-манипулятор. Но нет, машина поворачивает передние колеса, медленно, словно ощупью, продвигается вперед на пару сантиметров, потом еще немного, постепенно забираясь все выше и выше... На Марсе все это может происходить в автономном режиме.
Марсоход преодолевает очень крутые уклоны (до 35 градусов), а также отдельно расположенные препятствия высотой полметра. На сравнительно ровной поверхности скорость может достигать полукилометра в час - для таких конструкций это много. Масса научного оборудования - 15 килограммов, а самого марсохода - 75 (в других модификацих - 50-150). Время работы на Красной планете - не менее года.
- Наши разработки вызывают большой интерес за рубежом, - комментирует Воронцов. - Кроме десантных модулей и планетоходов, которые Центр Бабакина создавал в кооперации со многими другими агентствами и предприятиями, у нас есть уникальные аэростаты для дрейфа в марсианской и венерианской атмосферах. Огромный марсианский 42-метровый цилиндрический баллон диаметром 13 метров вмещает 6 тысяч "кубов" газа. Оболочка сделана из ультратонкой пленки, толщина которой всего 6 - 10 микрон. К баллону подвешена гондола, в которой размещены научные приборы. От гондолы до поверхности планеты спускается трос, чтобы компенсировать изменение подъемной силы при смене дня и ночи. Исследования могут охватывать районы, отстоящие друг от друга на тысячи километров. Сейчас рассматриваются и другие варианты аэростатных конструкций. И аэростат, и марсоход успешно выдержали всесторонние испытания в США, в каменистой пустыне Мохавиа. С представителями Европейского космического агентства и Американского космического агентства мы обсуждаем возможность отправки на Красную планету десантных модулей, марсохода, аэростатов, а также использование надувных устройств для торможения в атмосфере и амортизирующих удар при касании космических аппаратов поверхности планеты. С французскими коллегами мы уже подписали контракт и работаем над изготовлением нескольких таких "воздушных мешков", которые будут использованы при посадке на Марс четырех модулей "NetLander".
В реализации многих заманчивых проектов готовы участвовать конструкторы российского космического центра. Доставка на Землю марсианского грунта, а также образцов пород с Фобоса, полеты не только на этот загадочный спутник Марса, но и на другой - Деймос, исследования Меркурия, включая первую посадку на ближайшую к Солнцу большую планету... Недели не проходит, чтобы у бабакинцев не побывали специалисты из европейских стран, Японии, США. А ведь еще не так давно казалось, что у отброшенных в нищету создателей межпланетных станций - печальное будущее. Сегодня научно-исследовательский центр, в отличие от некоторых других российских космических предприятий, успешно осваивает трудную науку выживания. "У нас - уникальный опыт и солидный интеллектуальный потенциал, - говорит Воронцов. - Чего бы мы стоили, если с таким спасательным кругом пошли на дно?"


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников