ОСВЕНЦИМ ВСЕ ПОМНИТ

Почти половина взрослого населения Восточной и Западной Европы никогда не слышала об Освенциме, печально известном нацистском лагере смерти. Об этом свидетельствует опрос общественного мнения, проведенный экспертами Института Европы в Брюсселе в 60-летнюю годовщину освобождения концлагеря. Более того, 45 процентов из четырех тысяч опрошенных молодых людей до 25 лет заявили, что "ничего не знают о жертвах Освенцима" - 1,5 миллиона евреев, поляков, русских, цыган, немцев и еще 25 тысячах узников других национальностей, уничтоженных в газовых камерах и расстрелянных эсэсовцами. Советский Союз, по их мнению, воевал на стороне гитлеровской Германии, а вторую мировую войну выиграли американцы.

Освенцим - не туристическое место. Его посещают не с целью осмотра достопримечательностей. Это место скорби, покаяния, памяти. Здесь действует международный неправительственный центр, где люди разных возрастов, профессий и национальностей изучают историю второй мировой войны, Холокоста, общаются. Россияне в Освенциме, кстати, редкие гости. Сюда с огромными букетами цветов приезжают в основном поляки, израильтяне, американцы, венгры, французы, голландцы, датчане и очень много немцев...
На входе в Аушвиц-Биркенау - самого большого гитлеровского концлагеря, расположенного вблизи древнего польского города Освенцим, а ныне крупнейшего в Европе музея под открытым небом (территория 40 квадратных километров!) - сохранились ворота с циничной надписью: "Работа дает свободу!". Через них заключенных гнали на каторгу. В маленьком скверике рядом с лагерной кухней оркестр играл военные марши, которые должны были бодрить заключенных и облегчать эсэсовцам их пересчет. Измученных голодом и холодом музыкантов часто меняли - за неправильно взятую ноту отправляли в газовую камеру.
- В 10-м блоке лагеря, - рассказывает экскурсовод группе школьников, приехавших в Освенцим из Франкфурта-на-Майне, - содержались одновременно до 400 заключенных женщин. Над ними производились жуткие опыты: их стерилизовали, облучая рентгеном. В 21-м блоке у детей забирали всю кровь, чтобы потом переливать ее немецким солдатам. Перед ликвидацией узникам вырывали золотые коронки, снимали искусственные челюсти. После того как тела были превращены в пепел, его просеивали снова в поисках золота. Главный "дантист" Освенцима Фельдман за четыре года превратил в слитки более восьми тонн золота из зубов жертв. Золото каждый месяц посылали в Берлин в Центральный институт охраны здоровья.
На экскурсовода устремлены десятки недоуменных глаз немецких школьников. "Этого не может быть!" - написано на их лицах. Девочка-подросток отворачивается к окну, в глазах слезы... "А почему здесь так тихо и даже птицы не поют?" - спрашивает малолетний Ганс. По поверью, объясняют ему, птицы боятся потревожить души убитых и замученных узников.
Первоначальное ощущение природной благодати и покоя скоро сменяется тягостным, свинцовым состоянием души. Аккуратные бревенчатые бараки, рельсы, уходящие за лагерные ворота, дорожки из гравия, колючая проволока, сторожевые вышки - все сохранено в первозданном виде. И кажется, что еще пара минут, и раздастся скрежет колес тормозящего поезда, залают эсэсовские овчарки, застонут смертники...
Два с половиной часа, пока президент Путин летел из Москвы в Краков на форум "Жизнь народу моему!", приуроченному к 60-летию освобождения Советской армией освенцимских лагерей, на борту его самолета своими воспоминаниями об ужасах Освенцима делилась бывшая узница Ирина Харина. С 1942 года она выполняла специальное задание разведки Западного фронта в тылу противника. Во время облавы была схвачена гитлеровцами и чудом осталась в живых после почти двух лет пребывания в Освенциме. "Такое не забывается, - сказала Ирина Михайловна. - С 45-го года я приезжала в Освенцим уже 15 раз. Первый был самым тяжелым. Больше всего поразила трава. При гитлеровцах земля была голая: все было съедено до последней травинки".
Прибывшая в Польшу из Венесуэлы бывшая узница лагеря Аушвиц Труди Спиро заявила в Кракове: "Мы, последние выжившие свидетели Холокоста, скоро должны будем покинуть этот мир. Чудовищно думать, что после нас снова будут появляться люди, утверждающие, что концлагеря в Освенциме никогда не было".
Что нужно сделать, как сказал президент Владимир Путин на траурной церемонии, проходившей у руин лагерных крематориев и газовых камер, чтобы "произошедшее здесь, в Освенциме, не повторилось никогда, нигде и ни с кем"? - Мы дали старт "Общеевропейской образовательной программе для учителей", посвященной Холокосту и его урокам, которой в каждой стране оказывалась бы правительственная поддержка, - рассказал корреспонденту "Труда" председатель попечительского совета Европейского еврейского конгресса, глава Оргкомитета международного форума "Жизнь народу моему!" Вячеслав Кантор. - Важную роль в этом деле будут выполнять существующие институты: прежде всего музеи Холокоста во всем мире, включая Европу и CША. В разных странах сейчас создается национальная программа с местными особенностями, на своем родном языке для проведения уроков памяти. Со временем мы охватим буквально каждую школу - от Сибири до Британских островов. Для этого форум должен стать постоянно действующим: он будет проходить раз в пять лет с участием глав государств и правительств, известных политиков, религиозных деятелей и молодежи. В промежутках между саммитами заработает организация или фонд, которые поддержат нашу программу и морально, и материально.
- В Кракове в конце января учрежден Всемирный форум памяти Холокоста, поскольку это мировая проблема, это исторический опыт, связанный с преступлениями против человечности. Чтобы избежать таких преступлений в будущем, необходимо помнить о них и содействовать распространению знаний об их истории и последствиях, - считает президент Польши Александр Квасьневский.
24-летний берлинец Людвиг К. во время поездки по Польше побывал и в бывшем фашистском концлагере Штутхоф. Парня настолько потрясли злодеяния нацистов, что он выбросил свой паспорт, прекратил разговаривать по-немецки и, по свидетельству представителя полиции в Гданьске, отказался возвращаться в Германию.
Польские стражи порядка доставили диссидента на пограничный пункт в Помеллене и передали его немецким пограничникам как "лицо без паспорта, прибывшее из ФРГ". В Германии его немедленно доставили в неврологическую клинику и подвергли детальному обследованию, которое показало, что у парня нет нарушений психики. Просто душа чувствительная и совесть ранимая, хотя, конечно, нет на нем вины за гитлеровские злодеяния.
Рудольф КОЛЧАНОВ, соб. корр. "Труда".
Берлин.