БАРАБАШКА С ТРОТИЛОМ

Жители трехэтажки не склонны списывать все эти явления на происки барабашки - горшки бьются из-за вполне техногенных причин: дом стоит на борту карьера, где взрывным способом добывают минерал, называемый "горным льном".

Асбестовый карьер можно назвать сердцем города. Населенный пункт имени минерала возник именно здесь, рядом с месторождением. Развиваясь, город потихоньку "отполз" от давшего ему жизнь карьера, а вот улица Промышленная так и идет по краю выработки.
- Только наш дом остался жилым, да еще за ним - пара двухэтажек. Но там так не мучаются: мы первыми принимаем взрывные волны, - говорит Татьяна Миронова, жительница дома на Промышленной, 21.
Вообще-то к взрывам в Асбесте привыкли: "Мы понимаем, что иначе асбест не возьмешь. Прекратят его добычу - встанет комбинат, значит, город умрет". Асбестофобией местные жители не страдают. Напротив, на митингах называют запрет Еврокомиссии на использование асбеста, признанного канцерогеном, "происками европейской мафии, которая заказала наш стотысячный город".
Расписание взрывов в карьере, где добывают "горный лен", местные жители знают назубок: дважды в неделю, в полпятого вечера, раздается грохот, вздрагивают здания по всему городу. Значение объекта, видимо, осознают даже представители внеземных цивилизаций: уже несколько раз асбестовцы замечали НЛО, парящие над карьером, - то в виде "ярких шаров, похожих на цветки одуванчика", то "тарелочки, испускающие световые лучи".
В 800 метрах от карьера, в жилом доме, также наблюдаются паранормальные явления. Жильцы наперебой рассказывают:
- У нас гвозди из половых досок выскочили, теперь шляпки торчат... Как грохнет - люстра раскачивается и подвесками динь-дилинь... Стекло в окне потрескалось, штукатурка осыпалась... А у нас стиральная доска со стены сорвалась... Мы пришли домой - шифоньер распахнут, все вещи на пол вывалились, с подоконника горшки с цветами упали и разбились...
- Раньше было терпимо, только грохот мешал, - жалуется Татьяна. - А сейчас до взрывов - рукой подать. Я сама "в яме" работаю и вижу, как карьер все ближе к нам подбирается.
Татьяна трудится учетчицей на отвалах все в том же карьере-"яме" Когда приближается время очередного взрыва, она, чтобы не рисковать, отправляет двухлетнюю внучку Наденьку "в город".
Впрочем, во взрывном цехе ОАО "Ураласбест" считают, что обитатели трясущегося дома жалуются зря: по СНиПам положено проводить взрывные работы в полукилометре от жилых домов - чтоб камни не долетали - так эта норма выдерживается. Битые же горшки взрывники объяснили природной аномалией, мол, когда над городом возникает зона низкого давления, то эффект взрывной волны усиливается. Судя по наблюдениям жильцов 21-го дома, такая аномальная зона возникает по расписанию - дважды в неделю.
Последние обитатели улицы Промышленной согласны на переселение. Мэрия, на чьем балансе находится дом, смогла предложить только заведомо непроходной вариант переезда - в общежитие. Так что страдающим жильцам остается только вспоминать давние времена. Тогда управляющим трестом "Союзасбест" работал Лазарь Каганович (с 1957 по 1959 год). На любую жилищную просьбу он моментально накладывал резолюцию: "Предоставить новую квартиру". Впрочем, в добыче минерала Каганович не понимал ничего и время от времени интересовался у подчиненных, занесен ли асбест в таблицу Менделеева?