Дорогой зимнею

Вроде, пора бы водителям привыкнуть к переменчивой погоде, наловчиться ездить сверхосторожно, но куда там: количество ДТП растет, хотя в январе оно обычно снижается.

Гололед поймал короля льда

Этой зимой сводки ГИБДД об авариях - не для слабонервных. Москва. У стадиона "Динамо" водитель автобуса не смог затормозить на гололеде, его вынесло на тротуар. Погибла 25-летняя москвичка. Южно-Уральск. На скользкой дороге молодой человек на Subaru, совершая запрещенный обгон справа по обочине, сбил трех человек. Юноша и две девушки погибли на месте. В Дагестане на горной заснеженной трассе столкнулись сразу восемь автомобилей. В течение пяти часов около 40 человек оставались без помощи, пока не прибыли спасатели и не доставили пострадавших в больницу. Под Ярославлем в ДТП попали восемь машин. Одна перевернулась и улетела в кювет. Есть жертвы.

ДТП в гололед опасны своей непредсказуемостью. Очень часто в них попадают автомобили, которым это, казалось бы, никак не грозит. В конце прошлого года именно в такую аварию попала машина Audi R8 известного фигуриста Ильи Авербуха. Он приехал в магазин, поставил авто у тротуара и пошел за покупками. В это время лихач на ВАЗ-2104 при обычном перестроении из ряда в ряд не справился с управлением и зацепил Mitsubishi. Та задела другую машину, на пути которой оказалась третья, и пошла цепочка. Audi поцеловал седьмой по счету невольный участник ДТП - Ford. Поцеловал хорошо: задний бампер и крыло придется менять. Илья с тех пор старается не ездить на R8 - жалко машину, ведь это подарок его друзей.

Опять по пятницам

Комментарий сотрудника ГУ ГИБДД Москвы Максима Галушки:

- Мокрый снег, лед, туман - водители как будто не понимают, что при такой переменчивой погоде лучше перестраховаться и не гнать сломя голову. Между тем как раз превышение скорости является главной причиной многих ДТП. Если висит знак, разрешающий ехать со скоростью 80 км/час, не спешите это делать. Именно из-за слишком большой скорости недавно на Кутузовском проспекте у Триумфальной арки столкнулись Lexus, "Волга" и ВАЗ-2109. Какова же была скорость у иномарки, если она даже перевернулась на ровном полотне? В этом ДТП пострадали три человека. Но это еще ничего. Страшнее, когда водители на повышенной скорости подскакивают к пешеходным переходам, а потом резко тормозят, не понимая, что остановиться быстро невозможно.

Вторая причина ДТП - несоблюдение дистанции. Смотришь и удивляешься: в часы пик авто идут так же, как летом - впритык друг к другу, хотя по всем правилам надо, чтобы между машинами было не меньше 5 метров в потоке. При такой езде по гололеду очень редко в ДТП попадают всего две машины. Обычно - несколько. Особенно большое количество аварий происходит по пятницам. Понятно, люди спешат домой, но об осторожности забывать не стоит.

Тормози мотором

В нашей рубрике накануне зимы мы говорили о спецтренировках на ледяных площадках (езда по ледяному кругу, треугольнику, квадрату). Их цель - научить выводить автомобиль из заноса. Методику тренировок можно найти в интернете. Если вы не смогли потренироваться вовремя, то вот советы профессионала Виктора Широкова. Они помогут вообще не допускать, чтобы авто заносило на скользкой дороге.

Итак, никогда не тормозите при выжатом сцеплении или выключенной передаче. К перекрестку лучше подъезжать на второй скорости и нажимать педаль тормоза. Даже если машина заглохнет, ничего страшного. Это лучше, чем неуправляемое скольжение. Переходить на более низкую передачу надо так: сначала сбросить газ, не выжимая сцепление, потом отключить его и включить низшую передачу, но педаль газа не трогать, а спокойно, без рывков тормозить.

Понятно, что все это относится к автомобилям с механической коробкой передач. Авто на автомате само решает проблему, но и тут есть тонкость - в способе торможения. При гололеде его надо производить не резким нажатием на педаль тормоза, а в несколько приемов: нажал - отпустил, нажал - отпустил. И так раза три-четыре. Тогда машина остановится плавно, ее не поведет по льду. Это касается всех без исключения автомобилей, в том числе полноприводных с механикой и автоматом.

Рулевым колесом тоже надо работать плавно и поэтапно. Если почувствовали, что заднюю часть немного начало вести в сторону, в ту же сторону чуть поверните баранку, потом верните ее на место, затем опять поверните и так до полного выхода из начавшегося заноса. Резкий поворот руля на гололеде только усугубит положение.

Трогаться резко тоже нельзя. На скользком полотне при резком нажатии на газ заднюю часть машины занесет, и она может зацепить соседа. Такое случается нередко. Трогайтесь плавно, не спешите, и все обойдется, а вы даже получите удовольствие от того, что заставили машину слушаться на льду.

Где опаснее всего?

В ГИБДД отмечают, что наиболее опасными участками дорог в зимнее время становятся съезды с мостов, повороты с эстакад и развязок, подъезды к перекресткам и пешеходным переходам, автобусные и троллейбусные остановки. Здесь машины колесами утрамбовывают снег и превращают дорогу в настоящий каток. Внимательным надо быть и при выезде на главную дорогу. Также коварны во время гололеда открытые, продуваемые дороги, а особенно опасны их обочины, запорошенные снегом. Бдительность надо утроить, проезжая рядом со школой или детским садом. Ребятишки часто не только внезапно выскакивают на дорогу, но и выкатываются на нее на санках, досочках, фанерках и так далее.

Как его отпугнуть?

Наша читательница Елена Пискарева из Москвы удручена тем, что некоторые водители очень близко подъезжают сзади к ее машине. Это ее сильно нервирует, но как бороться с "миллиметровщиками", она не знает.

Заметив такого водителя сзади, лучше, конечно, уйти в сторону, а может, и остановиться. Но любителей подпирать впереди идущий автомобиль много, и каждый раз уступать им дорогу замучаешься. Однако есть приемы, которые заставят самого настырного "миллиметровщика" отстать или удалиться. Достаточно, например, включить аварийку и не выключать ее, пока он не уберется. При подъезде к перекрестку можно несколько раз нажать на тормоз. Это, кстати, позволит вам остановиться грамотно, без скольжения.

Мыть или не мыть

Многие читатели спрашивают, надо ли в такую переменчивую погоду - то мороз, то оттепель - мыть машину. Ответ: надо. На улицы высыпают столько разной гадости (реагентов), что никакая краска не выдержит. Если на дворе достаточно тепло, то можно сбить грязь и реагенты струей воды, а не мыть по полной программе (с шампунем и так далее): это гораздо дешевле. Ну а перед морозами, конечно же, надо помыть "коня" капитально и просушить изнутри (для этого полчасика поездите на авто с включенной печкой). Это необходимо сделать потому, что грязь на морозе скукоживается и легко может попортить лаковое покрытие кузова.

Особенности национального торможения

Водителям машин отечественного производства надо быть особенно осторожными, когда впереди иномарка. Для остановки "жигуленка" требуется гораздо больше метров, чем, к примеру, для остановки BMW. Между тем приверженцы нашего автопрома как будто не понимают этого и ведут себя на дороге так, будто управляют авто, в котором отменная система торможения. Поэтому-то так часто виновниками аварий и являются водители отечественных машин. Такая гордость за свой "Москвич" или "Жигули" обходится дорого: полис ОСАГО не всегда покрывает расходы.

Как лед на голову

Даже самые маленькие сосульки, размером с яйцо, оставляют на капоте или крыше кузова вмятины. А по ОСАГО вы не получите за ущерб, нанесенный сосулькой, ни гроша. Проблематично добиться денег и от ЖКХ, работники которого должны сбивать эти самые сосульки. Ваши претензии они отметут одной фразой: "Вы поставили машину слишком близко к зданию, а это запрещено".

Если вы не уберегли капот и на нем появилась вмятинка, не расстраивайтесь - есть сервисы, где ее ликвидируют в два счета специальной "присоской". Но лучше это делать уже в теплое время года.