Цыган на цыпочках

Дорогие друзья, наконец-то есть чем гордиться: Международная ассоциация оценки школьной

Дорогие друзья, наконец-то есть чем гордиться: Международная ассоциация оценки школьной успеваемости опубликовала результаты очередной проверки всеобщей грамотности в 45 регионах мира. Самыми грамотными оказались российские дети, за ними в списке - маленькие гонконгцы, канадцы и сингапурцы. Княжество Люксембург (454 тысячи человек) вошло в десятку. Штаты и Китай не вошли (в Китае, правда, иероглифическое письмо и особые критерии), Европа представлена Италией, Венгрией и Швецией. Я преподаю в школе и представляю уровень грамотности российских старшеклассников. Если это первое место среди 45 не самых диких регионов - человечество в самом деле катится в бездну. Правда, особых оснований для отчаяния нет, потому что орфография принадлежит к числу таких же милых и бесполезных условностей, как этикет, правила хорошего тона и т. д. Это критерий, по которому мы отличаем обратившегося к нам невежду от человека просвещенного: если в сетевом форуме кто-нибудь отважно рассуждает об экономике или религии, делая ошибку на -тся и -ться, мы сразу понимаем, что его рассуждениям пятак цена. Почему это искусство во всем мире находится сегодня в таком же упадке, как и каллиграфия (в былое время тоже позволявшая сразу понять, кто нам пишет), - объяснить несложно: виноваты компьютеры с их автоматической проверкой грамотности. Россия, слава богу, еще не так компьютеризирована, а учителя традиционно обращают внимание на вдалбливание сложных орфограмм. Им, конечно, неважно это удается, и дети слабо усваивают всякие тонкости, но усилия в этом направлении по крайней мере предпринимаются. Тогда как в американских школах, где я бывал, а равно и в немногих английских и французских, где мне доводилось общаться с коллегами, на грамотность почти не смотрят: там заняты внедрением навыков, могущих повседневно пригодиться. Только в России, слава богу, помнят еще о прекрасном и бесполезном. Грамотность, конечно, не критерий ума и даже не свидетельство начитанности, хотя при чтении формируется быстрее всего. Грамотность - скорее свидетельство внутренней готовности подчиняться неочевидным сложным закономерностям, нечто вроде религиозного чувства, бессознательного, но здорово облегчающего жизнь. Попытки реформы русской орфографии, а то и полной ее отмены по причине сложности предпринимались многажды, но всегда захлебывались, ограничиваясь упразднением лишней буквы или особо иезуитского правила; однако сама жизнь в России такова, что здесь надо на каждом шагу соблюдать тысячи мелких условностей, незаметных постороннему глазу. Надо приносить жертвы невидимым местным божествам, обходить замаскированные ловушки - словом, плести кружево. Изучение нашей прихотливой орфографии не столько дань школьной дисциплине, сколько великолепная школа жизни. И если наши дети худо-бедно помнят грамоту - это лучший показатель того, что к российской реальности они готовы. Наша культура иерархична, и жизнь зависит от десятков сложных случайностей. Так что если хочешь в России чего-нибудь добиться - помни, что в сочетаниях "жи-ши" пишется "и", а единственные исключения на "ы" после "ц" - "цыган на цыпочках цыпленку цыкнул "цыц".