Гаишники больше не будут прятаться в кустах

МВД внесло изменения в административный регламент по работе дорожно-патрульной службы

Новые положения содержатся в приказе МВД РФ «О внесении изменений в Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185». Полный текст документа опубликован в сегодняшнем номере «Российской газеты».

Как сообщила агентству «Интерфакс» официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева, ряд положений регламента противоречил требованиям Конституции РФ и федеральных законов, нарушая тем самым  конституционные права граждан. В частности, в нарушение положений Конституции РФ, был установлен порядок привлечения к административной ответственности лиц, которые в соответствии с Конституцией и федеральными законами обладают неприкосновенностью.

Кроме этого, абзац 1 пункта 44 регламента, закрепляющий полномочия сотрудников милиции по использованию естественных и искусственных укрытий при осуществлении контроля за дорожным движением, противоречит статье 3 Федерального закона «О противодействии коррупции», согласно которому деятельность органов государственной власти должна быть публичной и открытой.

По мнению Генпрокуратуры, подобные методы осуществления контроля были «главным образом направлены на выявление и пресечение административных правонарушений в ущерб их профилактике и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, что не согласуется с положениями статьи 2 Закона «О милиции», «Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

В связи с этим Генпрокуратура РФ обратилась к МВД России с просьбой внести в регламент необходимые поправки.

В прежней редакции регламент не полностью раскрывал многие аспекты, касающиеся поведения инспекторов на дороге. Например, вопросы скрытого патрулирования были прописаны в наставлении по дорожно-патрульной службе, которое выходило под грифом «Для служебного пользования» и нигде открыто не публиковалось. Недобросовестные инспектора умело пользовались этой «секретностью».

В новый документ вошли пункты, ранее предназначавшиеся только для служебного пользования. В частности, прописано, что при контроле за дорожным движением автомобиль со спецокраской должен стоять так, чтобы его все видели и могли предотвратить нарушение.

Кроме того, в документе прописано, что в темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудники ДПС должны нести службу на освещенных участках дороги и иметь при себе светящийся жезл и светоотражающее снаряжение.

Спецокраска и спецсигналы автомобиля должны быть видны всегда. Но исключения есть и из этих правил: инспектор может открыть багажник, загораживающий вид на опознавательные знаки ДПС на машине, но только в том случае, если прибор у него установлен в багажнике и работает в автоматическом режиме.

В документ для общественного пользования внесли еще один пункт, который ранее содержался в «секретных» наставлениях по дорожной службе. Согласно ему, если контроль за дорогой ведет наряд на патрульном автомобиле без спецокраски, то останавливать нарушителя он не может. При таком контроле этот наряд должен работать либо вместе с постом ДПС, либо с нарядами, которые работают на автомобилях со спецокраской. И только они могут остановить гонщика и оформить административное правонарушение.

Также по новым правилам, если за рулем остановленного автомобиля находятся следователи СКП, работники прокуратуры и судьи, гаишник не имеет права оформить на них протокол, направить на медосвидетельствование и так далее. Он должен сообщить дежурному и составить рапорт своему руководству. При этом если кто-то из вышеуказанных лиц нетрезв, то автоинспектор должен принять меры, чтобы этот водитель не поехал дальше за рулем. Правда, каким образом это сделать, в документе не сообщается.

Новый регламент учел и такую категорию граждан, как иностранцы. Он предписывает сотруднику ДПС проводить осмотр транспортного средства только на основании ориентировок. Досмотр и обыск (отличие которых от осмотра четко прописано в той части документа, которая не подверглась правке) недопустимы: они могут проводиться только в присутствии понятых и с составлением соответствующего протокола.

Тем не менее в отдельных случаях регламент разрешает гаишникам прятаться от водительского взора. Согласно новым правилам, это можно делать при условии, что контроль осуществляется средствами фотовидеофиксации нарушений и при обстоятельствах, когда видимость ограничена естественными переломами рельефа, поворотами и элементами обустройства улично-дорожной сети, то есть, например, остановками.