Нависающая угроза

Президент предлагает жильцам брать власть в коммунальной сфере в свои руки

Вчера в Сочи президент Владимир Путин провел совещание по вопросам улучшения качества услуг ЖКХ, сообщила кремлевская пресс-служба. На нем глава государства выступил за создание в стране сети общественных организаций, контролирующих предприятия отрасли.

Вопрос: почему совещание было именно по ЖКХ? Ответ простой: потому что наболело. По данным январского опроса ВЦИОМа, ситуация в коммунальной сфере вышла на первое место среди проблем, волнующих население. Критической ее считают 54% опрошенных, тогда как невысокий уровень жизни — лишь на втором месте (46%), здравоохранение — на третьем (43%), а коррупция — на четвертом (29%).

Причем, по мнению россиян, ситуация ухудшается: год назад эту проблему ставили на первое место лишь 47% респондентов. Не помог даже майский (инаугурационный) президентский указ, в котором предлагалось федеральному и региональным правительствам «до ноября 2012 года принять меры по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, в том числе путем обеспечения конкуренции на рынке этих услуг на региональном и местном уровнях».

Срок прошел — указ не выполнен. Цены на коммунальные услуги растут, и доля трат на ЖКХ в среднем по России уже дошла до 12% общих потребительских расходов домохозяйств. Для сравнения: на одежду и обувь уходит лишь 9%. Предполагается, что к 2015-му затраты населения на коммунальные услуги поднимутся еще на треть. А ведь личные доходы россиян в последние годы растут куда медленнее!

При этом нам постоянно твердят о необходимости перевода жильцов — собственников квартир на стопроцентную оплату коммунальных услуг. Включая, видимо, повсеместные утечки воды и тепла, которые оцениваются по воде в 21%, по теплу — в 11% от поставок. Однако ежегодные повышения тарифов почему-то не приближают нас к «стопроцентности».

А теперь коммунальщики добились еще и установления для потребителей воды, тепла, света и т.д. некой «социальной нормы», сверх которой можно будет взимать повышенный тариф. С 1 июля нынешнего года такая система начинает действовать в пилотных регионах России — во Владимирской, Воронежской, Нижегородской, Самарской, Иркутской, Курской, Липецкой областях, в Тыве, Забайкалье, Башкортостане, Приморском и Хабаровском краях. Пока нормы там установят только для оплаты электроэнергии — с повышением тарифа на 25% за каждый «сверхнормативный» киловатт-час. Через год то же самое ожидает уже всю Россию. В сфере водоснабжения такую же систему предполагают установить на год-два позже.

Фактически речь идет о внеочередном повышении квартплаты. А еще нас ожидает включение в тариф расходов на будущий капремонт, при этом более половины многоэтажных домов России до сих пор ожидают «прошлого ремонта». И, судя по всему, вряд ли дождутся. Хотя президент Владимир Путин говорил, что «нечестно это на граждан перекладывать».

Вспомним: власть регулярно признает, что львиная доля коммунальных бед — следствие постоянного недофинансирования отрасли. Но годы идут, а ситуация не меняется. «Ежегодные вложения, государственные и частные, в модернизацию систем ЖКХ в России должны составлять около 500 млрд рублей, сейчас же финансирование в разы меньше и уступает, например, затратам на такие сферы, как кинематограф», — заявил глава рабочей группы экспертного совета при правительстве РФ по развитию ЖКХ Андрей Чибис. Ну и где эти миллиарды?

Судя по вчерашнему совещанию, искать их придется в основном в регионах и муниципалитетах. Владимир Путин предупредил: «Считаю налаживание работы обновления жилищного комплекса приоритетной задачей для региональных и муниципальных органов власти, и, конечно, результаты работы в этой сфере должны быть одним из основных критериев успешности работы региональных команд».

А ведь на практике коммунальный бизнес фантастически прибылен. Это подтверждается тщетными попытками федеральной власти добиться хоть какой-то конкуренции в этой сфере. Пробиться фирме со стороны в сплоченные ряды управдомов практически нереально. В Москве путь закрыт даже в дворники: подрядчики жалуются на их нехватку и требуют дополнительных квот на трудовых мигрантов из Средней Азии, которым можно платить только часть официальной зарплаты.

Президент призывает создать сеть общественных организаций, которые «могут контролировать выполнение структурами ЖКХ своих обязательств, работу управляющих компаний и следить за ростом тарифов в регионах». То есть предлагает гражданам брать коммунальную власть в свои руки. Но не закончится ли это самосудами?

А судить там есть и кого, и за что. Отныне проверкой отрасли займется Счетная палата вместе с Росфиннадзором, и Сергей Степашин уже заявил, что это «поможет более эффективно решить одну из главных проблем страны — беспредельное воровство и коррупцию в ЖКХ». Кстати, комплексный аудит, проведенный там недавно СП, уже вскрыл нарушения на 17,6 млрд рублей. Хватит на капремонт жилья немаленького города.

Но вот вопрос: почему мы регулярно узнаем о разворованных в этой сфере колоссальных средствах и никогда — о возврате украденных сумм, конфискованных у пойманных за руку? Например, в Санкт-Петербурге нынче расследуется уголовное дело против чиновников и бизнесменов, укравших 3 млрд рублей, из-за чего в городе одна авария на трубопроводах с горячей водой сменяется другой. Но где же требования к жуликам о досудебном возмещении ущерба? Где обеспечительные аресты их имущества? Где деньги, Зин?

Слово эксперту

Оксана Дмитриева, депутат Государственной думы

— В нашем ЖКХ много проблем, которые связаны цепью неразумных, ранее принятых решений. Государство не желает выделить хотя бы часть из тех огромных финансовых ресурсов, которые накоплены, средства на восстановление коммунальной инфраструктуры и капитальный ремонт жилья, а пытается возложить эти траты на граждан. При главе финансового ведомства Алексее Кудрине под лозунгом борьбы с инфляцией провозглашалась политика ограничения бюджетных расходов, при этом основным источником инфляции был и до сих пор остается рост тарифов естественных монополий и ЖКХ. Нужно приложить все усилия, чтобы заморозить, ввести мораторий на любое повышение тарифов в этой сфере.

Еще одна проблема — рост тарифов, связанный с введением в действие 354-го постановления, согласно которому на жильцов возлагаются все расходы по содержанию общедолевого имущества. Все потери в сетях теплоснабжения и водоснабжения перекладываются на собственников. Получается, что граждан обязывают устанавливать приборы учета, они несут дополнительные затраты по их эксплуатации, а потом еще должны взять на себя все расходы, потери в доме по инженерным сетям плюс весь дополнительный перерасход, который идет по тем жильцам, которые счетчики не установили.

В первую очередь я бы предложила запретить повышать тарифы больше, чем официальный уровень инфляции. Второе — надо полностью отменить

 

354-е постановление. Если граждане установили приборы учета, то они должны платить только в соответствии с ними, без всяких начислений. Третье — надо трезво признаться, что невозможно на население переложить все расходы по ремонту коммунальной инфраструктуры и капитальному ремонту жилья. Таких денег у людей просто нет и быть не может. Средства нужно не передавать в очередной сундук вроде Росфинагентства, то есть в руки чиновников, а направить на эти первоочередные коммунальные нужды.