Берлин увидит «Нимфоманку» без купюр

Один из трех главных кинофестивалей мира - Берлинале-64 - не обойдется без скандальных показов

Завтра открывается один из трех главных кинофестивалей мира — Берлинале-64, на котором не обойдется без скандальных показов. Но они не «угрожают» российским фильмам, которые не попали в основные программы. Мотив — исключительно вкусовой. Предполагать какой-либо «заговор» нечестно. Даже несмотря на то, что этот фестиваль традиционно упрекают в политической ангажированности.

Откроется берлинский марафон фильмом «Гранд-отель «Будапешт» Уэса Андерсона, кумира киноманов и просто любителей драматических коллизий, неизменно разработанных с комедийным блеском. Но всем очевидно, что хитом, пусть и внеконкурсным, станет премьера авторской версии «Нимфоманки» Ларса фон Триера — ее первой части, которая выйдет в мировой прокат существенно сокращенной. Нимфоманка по имени Джо (Шарлотта Генсбур) расскажет свою историю случайному знакомцу, упертому холостяку Селигману (Стеллан Скарсгард) в восьми главах во время их ночных бдений. Сексуальная жизнь героини — с раннего детства до 50 лет — экранизирована, как легко догадаться, в порнографических подробностях: радикальному Триеру воображения не занимать. Но более чем откровенные сцены здесь перебиты режиссерскими отступлениями. А этот суперавторский трюк уже переводит «Нимфоманку» в разряд зрелищ не только для утонченных эротоманов, но и для интеллектуалов. Впрочем, одно другому не помеха.

В конкурсной программе все ждут фильм одного из самых тонких японских режиссеров-классиков Йоджи Ямады «Маленький дом». Такеси — так зовут героя — находит после смерти своей незамужней тети ее записные книжки и узнает впечатляющие нюансы вроде бы совсем незаметной жизни. Эта женщина работала горничной в семье, испытывая смешанные чувства к красавице жене своего хозяина.

Американец Ричард Линклейтер, известный любовными историями, которые снимает в Европе, закончил наконец фильм «Отрочество». Повесть Толстого он явно читал, в чем признался. Свою версию взросления мальчика Линклейтер собирал 12 лет! И при этом не поменял актера, Эллара Сальмона, который провел часть своей жизни с режиссером (с 7 до 18 лет). Каждый год Линклейтер снимал фрагменты будущего фильма. За воспитание мальчика в нем борются мать с отцом — разведенная пара (Патриция Аркетт, Итан Хоук). Нетрудно предположить, что их взгляды на формирование подростка не совпадают и приводят к обоюдоострым конфликтам.

Ален Рене наверняка развеселит своим 30-м фильмом «Жизнь Райли», а «темная лошадка» — дебютант из Уругвая Бенджамин Нейштат — подтвердит, возможно, прочную моду на латиноамериканское кино своим триллером «История страха».

«Путь врага» — фильм Рашида Бухареба, алжирца по происхождению, давно и успешно снимающего во Франции. Теперь он разразился «американской трагедией», в которой согласились сыграть гениальный Форест Уитакер («Пес-призрак» Джармуша) и сам Харви Кейтель. Во время 18-летней отсидки в тюрьме герой Уитакера принял ислам. Но на свободе его ждут кровавые разборки за старое преступление.

В новой версии популярнейшего романа ХVIII века «Красавица и чудовище» сыграют Венсан Кассель с Леа Сейду, поразившей очарованием, нежностью и жесткостью в «Жизни Адель» («Золотая пальмовая ветвь» Каннов-2013).

Фильм «В порядке исчезновения» норвежца Ханса Петера Моланда — ужасающая история внезапной мести, в которой участвует сербская мафия наркоторговцев. С ней вступает в войну простой водитель снегоуборочной машины, чей сын умер от передозировки.

В параллельных программах — «Панораме» и «Форуме» — ожидаются грандиозные сюрпризы. В первую очередь это фильм китайского гения Цай Миньляна «Путешествие на Запад» и «Триптих» Робера Лепажа, одного из самых знаменитых театральных режиссеров. В Москве идет его «Гамлет» (Театр наций), где все роли шекспировской трагедии играет Евгений Миронов. А «Триптих» — это современная городская сага о шизоидном продавце книг, его сестре, певице и актрисе, а также о других, мягко говоря, эксцентричных, как любит Лепаж, персонажах.

Мало кто пропустит и документальный фильм «Вторая игра» Корнелиу Порумбою, одного из трех режиссеров, внезапно обеспечивших мировую славу румынскому кино. В этой картине он расскажет о своем отце, футбольном судье, исполняющем нелегкие — в разных смыслах — обязанности во время режима Чаушеску.