Коммунальщики стараются опередить гололед

Специалисты утверждают, что обойтись без реагентов в мегаполисе невозможно

Нынешняя аномальная зима, когда сильнейшие снегопады и морозы сменяются проливным дождем и оттепелью, после чего на дорогах образуется ледяная корка, уже не однажды вынуждала службы МЧС объявлять «оранжевый» уровень опасности. По словам синоптиков, только за первые дни февраля в столице выпало около 40% месячной нормы осадков. И в ближайшие дни потепление в городе продолжится, поэтому коммунальщики вынуждены работать в условиях повышенной нагрузки.

Внезапно наступившая оттепель заставила городские службы с уборки снега оперативно переключиться на новую работу — теперь они чистят дороги и тротуары от гололеда и убирают сосульки с крыш. В их очистке, по словам пресс-секретаря заместителя мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Игоря Пергаменщика, участвуют более 4200 бригад, это примерно 13 тысяч человек, они приводят в порядок больше 12 тысяч кровель. Причем коммунальщики неоднократно напоминали балансодержателям зданий, что они несут персональную ответственность за своевременную очистку крыш от снега. Как отметил Игорь Пергаменщик, Объединение административно-технических инспекций столицы (ОАТИ) «с начала года оштрафовало недобросовестных балансодержателей за несвоевременную очистку кровель от снега на 15,5 млн рублей».

Головная боль дорожных служб во время гололеда — мосты, тоннели, набережные, эстакады, путепроводы, крутые подъемы и спуски. Эти участки, как правило, держат под особым контролем. Наледь, которая образуется на магистралях и тротуарах из-за перепадов температур, приходится постоянно обрабатывать противогололедными средствами. Как отмечают эксперты, на сегодняшний день при нынешних погодных условиях, с такой интенсивностью осадков и продолжительностью зимнего периода обойтись без реагентов невозможно.

Причем многочисленные исследования доказывают, что это самый эффективный и надежный способ. Хотя и не единственный. Напомним, в 2011 году в Москве провели эксперимент, полностью заменив реагенты гранитной крошкой. Итоги были неутешительные: число жалоб стало еще больше, травматизм увеличился в разы, плюс ко всему гранитная крошка вызвала сбой в работе метрополитена (она тормозила эскалаторы), а весной ею были забиты многие водостоки. К сожалению, гранитная крошка и песок не обладают необходимой эффективностью.

При выборе противогололедных реагентов (ПГР), которые используются в городе, разумеется, специалисты проанализировали имеющийся международный опыт. В последние годы в мире все шире применяются различные химические материалы для борьбы с гололедом на дорогах и городских улицах. Так, в США используют около 10 млн тонн хлористого натрия и 300 тысяч тонн хлористого кальция, во Франции применяют 1,2 млн тонн хлоридов, в Англии — 1,5 млн тонн, в Дании — до 400 тысяч тонн.

Как отмечают эксперты, одним из главных критериев выбора в пользу того или иного средства всегда было и остается их влияние на городскую экологию и инфраструктуру. В частности, столичные власти отказались от использования эффективных, но более вредных реагентов на основе ацетатов. Средства, которые сегодня применяются в столице, аналогичны тем, что используются во многих городах Европы и Канады. В их основе — хлориды натрия и калия с добавлением щебня, песка и мраморной крошки.

Обсуждая вред «химии», оппоненты обычно ссылаются на исследование 2009 года, которое к настоящему времени утратило свою актуальность, поскольку коммунальные службы давно уже перешли на новые, современные средства и технологии их использования. Кстати, технология зимней уборки прошла государственную экологическую экспертизу на федеральном уровне, получив положительное заключение. Так, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду, снег, с которым смешиваются реагенты, вывозят на снегоплавильные станции. Это минимизирует возможности попадания реагентов и их примесей в воду и почву.

Как рассказали в столичном департаменте природопользования и окружающей среды, с 2009 года специалисты ведомства регулярно проводят мониторинги воздействия реагентов на окружающую среду. Зимой они берут пробы снежного покрова, поверхностных и грунтовых вод, почвы и зеленых насаждений. Проводимые исследования показывают, что ни одно из веществ, входящих в состав противогололедных смесей, не выходит в пробах за пределы допустимых норм. Самое главное, по словам представителей профильного департамента, все они безопасны для людей, животных, обуви и окружающей среды. Кстати, с правилами применения противогололедных смесей москвичи могут ознакомиться на сайте департамента ЖКХ и благоустройства или на портале «Наш город».