ИЗГОНИ ИЗ ЖИЗНИ ГРЯЗЬ И СКУКУ

Никогда не забуду Бенджамина Спока. Тогда ему было семьдесят четыре года. Мы шли по территории

Никогда не забуду Бенджамина Спока. Тогда ему было семьдесят четыре года. Мы шли по территории Артека, и он увидел на асфальте скомканную бумажку, подбежал, поднял бумажку и бросил в урну. Мне было стыдно: я бы так не поступил. Работая директором интерната, я учил детей поднимать бумажки, но не видел, чтобы воспитатель поднимал их сам. Бумажки были нашим бичом, раздражающим фактором: они были повсюду - в корпусах и на улице, в саду и на огороде, в мастерских и классных комнатах, у детей особая страсть рвать и бросать бумажки. Я и сегодня не выношу бумажек на наших улицах, но никогда не поднимаю их и не бросаю в урны, как это сделал Спок.
А если ребенок не пожелает соблюдать чистоту и порядок? Тогда надо бить в набат. И могут быть различные варианты. Начнем с самых обычных.
Вы пожимаете плечами и говорите: "Что ж, я сама приведу в порядок комнату". И неторопливо, а может быть, даже и весело начинаете заниматься делом. Ребенок не выдерживает, когда кто-то рядом получает от чего-то удовольствие. Он начнет приставать к вам. Вы непоколебимы: "У меня нет времени разговаривать с лентяями и грязнулями!" Ребенок скорчит рожицу и начнет капризничать. Будьте до конца последовательны, а потом сломайтесь и пойдите навстречу дитяти: "Ну хорошо, давай-ка вместе работать..."
А вот второй вариант. Вы начинаете рассказывать сказку: "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был кот по имени Карамба, он был такой грязный, что от одного его вида сдохли во всей округе мыши, а потом однажды пришел к нему Волшебник и сказал:
- Послушай, Карамба, от тебя дурно пахнет... Ты что, не убираешь в квартире? Да у тебя и игрушкам невесело живется. Я подарю тебе волшебную палочку, если ты наведешь в своей комнате порядок.
И вдруг со всех сторон подул сильный ветер, разразилась буря, гром загремел, и из огня вылетело огромное чудовище..."
И тут же вы прерываете сказку и на ушко говорите: "Это чудище сказало, что сказки можно рассказывать только в чистой комнате..."
Вы можете натолкнуться на каприз. Будьте непреклонны. Вы предлагаете игру "Кто быстрее?". "Я убираю кухню, а ты - свой уголок для кукол". В игре легче ребенку выполнить самую неприятную работу.
Конфликт можно разрешить в полушутливой форме:
- Да где это видано, чтобы такие грязнули проживали на одной территории с добрыми и чистыми людьми! Враги! Кругом одни враги! Те, кто грязен, враг номер один! Я не могу жить среди врагов! Караул! Немедленно превратимся в замечательных людей! Чистых и прекрасных!
Но в конфликте можно остаться и непреклонной:
- Прочь уговоры! Не выношу бездельников и плутов (здесь я почти цитирую из любимых сказок ребенка). Безделие - мастерская дьявола! Немедленно убрать все кругом, чтобы от чистоты было радостно на душе...
Как видите, даже в самом серьезном конфликте есть место для игровых интонаций. Но можно и без них обойтись. Жесткое непреклонное требование не есть авторитарность.
Ребенок должен понять: нельзя заниматься в плохо убранном помещении. Нельзя, чтобы на столе, на палитре, под столом был беспорядок.
И здесь педагога ждут сложности. Я не знаю, что случилось в наших семьях, но то, что дети не любят, не хотят убирать за собой, - факт всеобщий. Детские доводы: "А мне мама не разрешает!" или "Не люблю убирать". А у мальчиков: "Это женское дело!"
Принцип справедливого распределения труда должен быть самым главным в детском общежитии. Если воспитатель моет посуду, кисточки, протирает столики, разрезает бумагу, то и дети должны выполнять посильную работу: убрать свои вещи, протереть столик, сложить карандаши или краски, навести порядок на своем рабочем месте. Конечно же, и здесь есть простор для игры. Помню, когда я работал старшим воспитателем в школе-интернате, с помощью игры мы выполняли такие малоувлекательные трудовые задания, как разгрузка кирпича и досок из вагонов, обработка около двухсот гектаров земли, уборка свинофермы и птицефермы. Работая, я восхищенно показывал, как легко и интересно мешать в железном корыте цементный раствор: "Смотри, круги какие идут! А фактура какая! И чем быстрее мешаешь, тем совершеннее узор". Дети, конечно же, понимали, что я играю, но им было интересно, что я умею играть и откровенно изгоняю из жизни скуку.
Забота о воспитании трудолюбивой личности должна быть постоянной. Трудолюбие - основа нравственности.