10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДЕФИЛЕ НА СЦЕНЕ КОНСЕРВАТОРИИ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 05 Марта 2003г.
Ей не привыкать к овациям. Недавно в Москве состоялся творческий вечер одного нашего певца со звездной международной карьерой. А самые горячие аплодисменты раздались, когда в партере показалась Зара Долуханова. Стоя аплодировал зал, аплодировал со сцены и певец-звезда...

А когда-то ей рукоплескал сам великий Прокофьев - она участвовала в исполнении его оратории, пела песню мальчика "Ныряет месяц в облака". "У этой певицы голос звучит, как кларнет", - заметил тогда Сергей Сергеевич. Сказано очень точно: какая-то особая, "кларнетная" прозрачность тембра, идеальная виртуозность при удивительной теплоте тембра - вот неповторимые черты исполнительской манеры Зары Долухановой.
Впоследствии она постаралась отдать долг великому мастеру. Увы, уже после его безвременной кончины, наступившей, кстати, ровно 50 лет назад. В день ее рождения.
- Я приехала в Петербург, - рассказывает Зара Александровна, - тщательно подготовив программу только из произведений Прокофьева. И представляете, как обидно: публика оказалась не готова! Она знала меня совсем по другому репертуару - русской, немецкой классике... Принимали холодно, лица унылые. В конце первого отделения прислали мне записку: зачем вы тратите ваш замечательный голос на эти ненужные вещи?.. Кончилось второе отделение, требуют бисов, очевидно, полагая: ну уж теперь-то Долуханова споет то, чего мы хотим. А Долуханова им спела опять Прокофьева! Мне хотелось доказать, что это великий композитор, что надо на него ориентироваться, а не считать его творчество каким-то чудачеством, достойным забвения. И удалось-таки победить! В следующий приезд в Петербург я уже получала из зала одну за другой записки: Прокофьева спойте, Прокофьева!
- В каком состоянии, по вашим наблюдениям, находится сегодня камерное исполнительство?
- К сожалению, это искусство, которому я посвятила большую часть жизни, пребывает в упадке. Даже ко мне в класс ученики, случается, приходят со словами: только не делайте из нас камерных певцов! Все стремятся в оперу. Там можно сделать самую громкую карьеру, там и гонорары выше... А между прочим, петь камерную музыку сложнее. В опере недостаток нюансов исполнения может быть в какой-то мере восполнен силой голоса. У камерного певца такой возможности нет: здесь все состоит из тончайших оттенков. И смотрите - сейчас нет исполнителей, подобных таким мастерам, как Зоя Лодий, Виктория Иванова, Нина Дорлиак, Сергей Яковенко... Даже если и есть талантливая молодежь, им залы не дают. Вот если бы был у меня свой фонд или хотя бы пара толковых помощников, я бы организовала цикл концертов камерной музыки, по три-четыре в месяц, в каком-нибудь из хороших залов. Но какой там фонд - я человек "несовременный", не умею все это устраивать...
- А как вам трудовская инициатива - конкурс "Романсиада"?
- Вы молодцы, потому что как раз даете молодым артистам шанс. Правда, о той части конкурса, которая связана с городским романсом, судить не берусь - этот жанр мне не очень близок. А вот среди исполнителей классического романса попадаются иногда одаренные люди. Но и они, бывает, слишком увлекаются театрализацией, а элементы театральной игры нужны только тогда, когда того требует текст, иначе романс превращается в опереточную ариетку.
- Наверное, стоило бы подумать о переиздании ваших дисков? Это, очевидно, и молодым музыкантам было бы полезно.
- Что вы, какое переиздание... Я лет 15-20 назад была на гастролях в Сочи и зашла в музыкальный магазин. Смотрю: не на виду, в сторонке лежит стопка моих пластинок. Обращаюсь к продавщице, а та отвечает: да это все уцененное. Я тогда покупаю всю стопку за какие-то гроши. Иду по улице, а навстречу - мой поклонник, который специально приехал из другого города, чтобы послушать мой концерт. Увидел пластинки, стал умолять, чтобы я подарила ему одну. Я надписала: такому-то от уцененной Долухановой... А сегодня, думаете, легче? Телерадиофонд, где находятся мои записи, - организация совершенно закрытая. Похоже, их даже деньги не интересуют. Если какая-то фирма предлагает издать мои диски и обращается к ним, они говорят: не издавайте, мы сами собираемся выпустить. И ничего не выпускают. Сидят на этих фонограммах, как собака на сене... Вот в Америке недавно вышел диск - опера Россини "Итальянка в Алжире" с моим участием. Кстати, ария из этой оперы прозвучит на днях в Большом зале Консерватории, когда там состоится вечер, посвященный моему сегодняшнему юбилею. Тоже, конечно, в записи - хотя голос у меня и теперь звучит, но все же хочу, чтобы его запомнили таким, каким он был в лучшие годы. Еще будут звучать записи произведения Щедрина "Сольфеджии", специально написанного для меня, и арии из 169-й кантаты Баха. Знаете, что интересно? Это мое исполнение баховской арии очень понравилось Вячеславу Зайцеву, и он решил устроить под него дефиле своих моделей - прямо на сцене Большого зала!
- Что ж, Долуханова и стильность, красота - понятия нерасторжимые. У вас до сих пор фигура и походка девочки...
- Спасибо, хотя вы льстец... Но я всегда следила за собой - увлекалась йогой, голоданием, сыроедением. До сих пор стопроцентная вегетарианка. Есть еще замечательная система самомассажа, позволяющая держать позвоночник и все суставы в порядке, причем достаточно заниматься по 20 минут в день. Очень полезен так называемый шунгитовый камень - вы его кладете на ночь в кипяченую воду, которой потом утром умываетесь и даже пьете ее... Но главное - это активность и положительные эмоции. Не представляю жизнь без регулярных пеших походов в Гнесинскую академию, где преподаю. Только когда очень скользко, сыновья меня подвозят на машине... Не представляю себя без занятий живописью - скоро в ЦДРИ моя выставка, приходите... Не представляю себе жизни без музыки.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников