РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

То, что происходит сегодня на Северном флоте, в его штабе корреспонденту "Труда" прокомментировали зло и образно: "Пельмени велено разлепить, дрова - в исходное". Попросту говоря, результаты окончившейся неделю назад масштабной командно-штабной тренировки наших стратегических ядерных сил, к которой готовились не один месяц, обернулись для моряков, при всех плюсах, изрядным, никуда не денешься, конфузом. Основной эпизод маневров должен был убедить присутствовавшего на них президента, что наши атомные подводные крейсеры в любой момент готовы к бою. Однако закончилось все по-иному.

Напомню, первая незадача случилась 17 февраля, когда с борта тяжелого атомохода стратегического назначения "Архангельск" Владимир Путин намерен был наблюдать подводный старт межконтинентальной баллистической ракеты РСМ-54 "Синева" с другой субмарины - "Новомосковск". Ну ладно, старта не получилось, но в течение нескольких часов никаких внятных пояснений этому не последовало. Скорее всего, что-то стало понятно морякам после того, как "Новомосковск" вернулся на базу и удалось осмотреть злополучную ракетную шахту. Но и тогда главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Куроедов, находившийся рядом с президентом, попытался "поставить дымовую завесу": стрелять, оказывается, никто и не намеревался, имел место якобы "успешный" электронный пуск, "что мы и наблюдали". Как можно с борта одного корабля наблюдать условный пуск с другого - этого адмирал не пояснил.
Жесткий комментарий случившемуся дал специалист, в профессиональной компетентности которого сомневаться не приходится - бывший командир соединения атомных подводных лодок, бывший командующий Черноморским флотом адмирал Эдуард Балтин: "То, что произошло на Северном флоте, когда практически в течение суток Верховному главнокомандующему давалась неверная информация по отказу пуска ракет с атомного подводного ракетоносца, свидетельствует о потере управления морскими стратегическими силами на уровне от Главного штаба ВМФ до Генерального штаба".
По дипломатическим каналам было заранее направлено международное уведомление о предстоявших пусках баллистических ракет из района Баренцева моря, так что та же задача была поручена экипажу "Карелии" - однотипного с "Новомосковском" подводного крейсера. Но уже 18 февраля оконфузилась и "Карелия". Стартовавшая с ее борта "Синева" отклонилась от траектории и самоликвидировалась.
Стоит ли удивляться резкой реакции нашего президента, перед объективами телекамер приказавшего министру обороны РФ Сергею Иванову досконально выяснить причины флотских неудач, а затем подготовить и провести новые учения с ракетными пусками? Путин, по его словам, намерен побывать и на них, чтобы лично убедиться в том, что надлежащие выводы сделаны.
Теперь по узким улицам заполярного Гаджиево, где базируются "Новомосковск" и "Карелия", не проехать из-за снующих туда-сюда адмиральских "Волг" и "уазиков". Уже неделю на базе работают межведомственная комиссия.
Окончательные результаты проверки министр обороны намерен представить президенту в начале апреля. Очевидно, после этого и состоятся повторные, внеплановые учения североморцев. От них будет зависеть весьма многое. В том числе, кажется, и ближайшее будущее непотопляемым главкома Куроедова, усидевшего на своем посту и после катастрофы "Курска", и после бесславного утопления в минувшем году в том же Баренцевом море списанного атомохода К-159.
Повод без скандала расстаться с адмиралом президенту представится 5 сентября, когда Куроедову "стукнет" 60 лет - предельный срок нахождения на действительной военной службе. Многие на флоте уверены, что теперь вряд ли Путин сделает для адмирала исключение, которого удостоился в прошлом году другой высокопоставленный юбиляр - главком Военно-Воздушных сил Владимир Михайлов. Тому президент не только продлил срок службы, но на днях произвел и в генералы армии.
Не исключено, что окажутся под сомнением и планы Министерства обороны отправить в нынешнему году на боевую службу в Атлантику и Средиземное море отряды боевых кораблей. По слухам, во главе с нашим единственным авианосцем "Адмирал Кузнецов". Но, во-первых, после предстоящих внеплановых апрельских учений североморцев хватит ли для этого ресурсов, прежде всего денег и топлива? Вспомним: подобный же поход в 2001 году пришлось отменить, ибо весь накопленный для него мазут корабли сожгли во время подъема затонувшего "Курска"...
Теперь выходом на стрельбу одной лишь субмарины дело не закончится. Для обеспечения стрельбы межконтинентальной баллистической ракетой придется привлекать надводные корабли и суда обеспечения, противолодочную авиацию. Сколько это стоит? Пока известна только одна цифра. По словам первого заместителя начальника Генштаба генерал-полковника Юрия Балуевского, лишь сам пуск одной баллистической ракеты обходится налогоплательщикам в 600 миллионов рублей.
Во-вторых, тот же "Адмирал Кузнецов" в недавних столь неудачных учениях участие принимал едва ли не в роли самоходной баржи. Главного оружия любого авианосца - самолетов - на его борту не было и быть не могло. Из-за военно-дипломатических и финансовых нестыковок с Украиной летчики предназначенного для "Кузнецова" палубного истребительного авиаполка Северного флота сесть на корабль сегодня не в состоянии. Киев в прошлом году отказал нашим пилотам в тренировках на расположенном под Саками специальном тренажере НИТКА. А больше отрабатывать взлет-посадку им негде.