05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ФРАНЦИЯ: ПО ЗАВЕТАМ ДЕ ГОЛЛЯ

Костырева С.
Опубликовано 01:01 05 Марта 2004г.
То, что президент республики есть центральная фигура государственного механизма Франции, является истиной, не требующей доказательства. Но было ли так всегда?

Институт президентской власти в нынешнем понимании во Франции возник лишь при генерале де Голле. Именно он ввел в 1958 году сильный президентский режим как ответ на опасную политическую нестабильность, связанную с частой сменой в те годы правительственных кабинетов. На ведущее место в государственной системе был выдвинут президент республики, которого генерал де Голль рассматривал как "руководителя, в котором нация может видеть стоящего над течениями человека, уполномоченного решать главное, и гаранта ее судеб".
Этим человеком и стал сам де Голль, чуть позже закрепивший полномочия в конституции Франции. Они обширны. Президент назначает премьер-министра, который обязан представлять ему на утверждение состав своего правительства, он председательствует на еженедельных заседаниях советов министров, может по желанию распустить парламент - Национальное собрание. Он является главнокомандующим вооруженными силами, ему предоставляются специальные полномочия в случае, если, как гласит 16 статья Конституции, институты республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой.
"Правда, большая часть решений, предлагаемых президентом, - говорил мне видный французский политолог и профессор Сорбонны Мишель Лесаж, - нуждаются в одобрении как правительства, так и парламента".
Сегодняшняя Франция - прекрасная иллюстрация деголлевской концепции власти, когда страной руководит сильная всенародно избранная личность, какой вне сомнений является Жак Ширак. Он опирается на правое большинство в Национальном собрании, сложившееся после парламентских выборов 2002 года, а также правительственный кабинет, который возглавляет назначенный им близкий по духу и политическим воззрениям премьер-министр Жан-Пьер Раффарен.
Таким образом, французам удалось уйти от практики так называемого "сожительства", когда глава государства принадлежал к одной политической формации, а премьер - к другой. Подобных случаев за последние четверть века было предостаточно. Последний пример тому пришелся на первый президентский срок нынешнего хозяина Елисейского дворца, когда после досрочных парламентских выборов в 1997 году большинство в Национальной ассамблее получили социалисты, которые сформировали свой правительственный кабинет во главе с Лионелем Жоспеном.
В течение пяти лет Жаку Шираку пришлось мириться с рядом их программ, которые явно ни у него, ни его сторонников не вызывали энтузиазма. К примеру, план социалистов перевести страну с 39-часовой на 35-часовую рабочую неделю, как показало время, не сильно поспособствовал созданию новых рабочих мест, зато усугубил проблемы работодателей. Или замораживание ряда назревших приватизационных программ - ими сейчас приходится заниматься нынешнему правительству.
Французский опыт последних лет показал, что разнобой в проведении государственной политики контрпродуктивен, а шансов добиться видимых результатов больше у единой команды, отдельные звенья которой сфокусированы на достижение общих целей.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников