03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РАЗБОЛТАННЫЙ БАЛЕТ

Звенигородская Наталия
Опубликовано 01:01 05 Марта 2005г.
Уже находясь на склоне лет, Дмитрий Шостакович в ответ на предложение Юрия Григоровича восстановить балет "Болт" сказал: "Не надо реанимировать!" Очень уж свежа была память о том, как "били" в 1931-м, после первого и единственного прогона в Ленинградском государственном театре оперы и балета. Как бросали в лицо обвинения в "гротесковом отражении действительности"...

Хотя подойди тогда балетмейстер Федор Лопухов и автор музыки Дмитрий Шостакович к либретто "на производственную тему" всерьез, без изрядной толики юмора - кто знает, возможно, и этот балет, подобно многим проходным опусам времени, канул бы в Лету. "Содержание очень актуально, - в своем обычном ироническом тоне делился композитор с другом Иваном Соллертинским. - Была машина, потом испортилась (проблема изнашиваемости материала). Потом ее починили (проблема амортизации), а заодно и новую купили. Потом все танцуют у новой машины. Апофеоз. Все это занимает три акта..."
Нынешнему главному балетмейстеру Большого театра Алексею Ратманскому показалось, что будет лучше, если "Болт" ужать до двух действий. Пришлось перекроить партитуру, придумать героям номера-характеристики, сочинить любовные дуэты и вариации. Из Нью-Йорка выписали обладателя "Золотой маски" сценографа Семена Пастуха и его жену, художника по костюмам Галину Соловьеву. "Конструктивизм, пропущенный через себя" - так определил Пастух принцип оформления. Отсюда, видимо, мотивы творчества живописца Дейнеки, режиссеров Таирова и Мейерхольда. А заодно все спектакли ТРАМов и Окна РОСТА. Металлоконструкции, вращающиеся колеса, шестеренки, клепки, болты... То и дело из трубы вырываются клубы дыма.
Дыма вообще много. Хуже с огнем. То бишь творческим горением. Похоже, у хореографа собственная затея не вызвала вдохновения. Складывается впечатление, что в данном случае руководитель Большого балета не мог молчать не по велению своей души, а по каким-то причинам, зрителю неведомым. Даже желание к 100-летию Шостаковича иметь в репертуаре все три его балета (в следующем сезоне к "Светлому ручью" и "Болту" добавится новая редакция "Золотого века", которую поставит Юрий Григорович) не оправдывает хореографической и режиссерской невнятицы. Редкий в балетном мире эрудит, тонкий стилизатор - на этот раз Ратманский не нашел лексики, адекватной музыке. Засуетившись, ухватился за спасительное определение "абсурд", будто бы вовсе позабыв, что абсурдистский жанр и нелепость - отнюдь не одно и то же. Слава Богу, под рукой оказалась музыка гения. Неистово аплодируя после знаменитого "Танго" или "Ломового" (мы их знаем благодаря популярным симфоническим сюитам Шостаковича), не всякий зритель отдавал себе отчет в том, что неподдельный восторг вызвало отнюдь не увиденное, а услышанное.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников