Сибирь, Крым, Ленинград - и так далее

В далеком Толедо Борис Луговской создал Русский дом

Грандиозный художник, реставратор, сочинитель сюжетов с тайным смыслом — все это с полным правом можно сказать о Борисе Луговском. Еще 30 лет назад о нем говорили как о надежде отечественного искусства, и она вполне реализовалась. Но почему не у нас и чем сегодня мастер желает помочь России?

Его работами гордятся музеи и частные коллекции во многих странах, Луговской расписал и реставрировал памятники мировой культуры. А 30 лет назад Борис Леонтьевич с блеском окончил ленинградскую Академию художеств по классу реставрации. Дипломная работа (реставрация иконы c изображением Григория Богослова XVI века, под которым оказался древний лик Иоанна Златоуста, и факсимильная копия иконы XIV века «Иоанн Предтеча») произвела фурор. Руководитель его диплома — тогдашний главный реставратор Русского музея Ирма Ярыгина, перед строгостью которой трепетали, — дала такое заключение: «Я благодарна судьбе за то, что она свела меня с таким художником!»

Луговской показывает мне толедскую мастерскую и рассказывает о своей жизни. Сюжет тоже весьма причудливый. Родился в 1954 году в глухом сибирском поселке. В 1961-м семья переехала в Крым, и уже тогда Борис знал, кем будет. Девятилетним пацаном обратился в «Пионерскую правду» с простеньким вопросом: как стать художником? Пареньку ответили: в Киеве есть республиканское художественное училище для одаренных. Борис отправил туда свои рисунки — и с 10 лет вступил на путь материальной самостоятельности: «Если ты хорошо учился, тебе платили стипендию, а нет — не платили». С тех пор он и работает, полвека подряд.

До отъезда Луговского в Испанию (поехал в 1991-м туристом, предложили остаться работать) его выставки проводились на Украине, в России, Польше, Венгрии, Болгарии, США: В Испании он начал с того, что расписал церковь в местечке под Толедо, где поселился.

— Это был мой подарок жителям деревни за тепло, с каким они меня встретили. Мне было интересно работать: церковь посвящена святому апостолу Андрею Первозванному — это первый покровитель Руси. Построил ее сын Эль Греко, а иконостас, по преданию, расписывал сам художник. Но во время Гражданской войны росписи были утеряны...

Кардиналу Испании сообщили, что какой-то русский хочет подарить церкви свою работу. Первосвященник решил, что речь идет о картине или иконе, и приехал в деревню освятить дар, что само по себе было огромным событием для жителей Сан-Мартин-де-Монтальбан. Но когда дон Марсело зашел в храм и увидел монументальную роспись в 110 квадратных метров, он остолбенел. Как? Это все в подарок? И кардинал заказал Луговскому роспись церкви Св. Якова XII века в Пуэб-ла-де-Алькосер.

В древнем здании университета Алька-ла-де-Энарес — тоже росписи Луговского. Монументальная живопись, от пола до потолка метров 20. Свой диалог с Богом он ведет всю жизнь, не только в иконописи. Библейские и евангельские сюжеты можно было бы назвать сквозной темой его творчества, если б не столь же значительные работы на другие темы, в самых разных жанрах.

— С рынка принесли картошку, и в ней я увидел нечто. Накрасил (Борис предпочитает это слово традиционному «написал») картину, отвез на конкурс и забыл. Вдруг мне звонят: «Приезжайте на вручение, вы заняли первое место». Я говорю: «Ребята, что за шутки, вы, испанцы, дали первую Национальную премию в живописи (за 1993 год. — «Труд») и 1,5 млн песет иностранцу?!»

Оказалось, они не шутили. При огромном стечении публики художник получил чек, массивную медаль. Сейчас картина «Красота и власть» находится в муниципальном музее. А автора включили в Энциклопедию испанских художников и скульпторов ХХ века. А еще Луговской ездил в Каир реставрировать древнюю коптскую церковь, где скрывалось святое семейство во время иродовых казней. В составе международной бригады он после разлива Нила восстанавливал иконографию, а работу принимал сам папа римский. В Мадриде расписал концертный зал: «Хотел дать ощущение, что находишься на хорах в церкви».

Сосед в Толедо принес черный от времени холст: «Посмотри, если что-то ценное — заплачу хорошо!» Борис раскрыл затертую живопись и обнаружил под ней картину «Распятие» Ван Дейка. Отреставрировал и сделал искусную копию-реконструкцию. Сосед, конечно, «забыл» о своем обещании:

Список его работ — это сотни живописных полотен, тысячи рисунков, графики, множество икон. Дом, с террасы которого можно наблюдать не изменившийся со времен Эль Греко знаменитый пейзаж Толедо, Луговской расселил и отреставрировал. Пятиэтажное здание Х века постройки населяли несколько семей. Борис создал из этого вертепа поразительно красивый храм искусства: здесь выставочные залы соседствуют с мастерскими, классами для занятий. Патио он застеклил, теперь это тоже выставочное помещение. В итоге — первый приз от Королевской академии изящных искусств и наук в Толедо в категории «Лучшая реставрация дома 2011 года».

— «На все руки от скуки» — это про меня. Когда не крашу, то занимаюсь деревом или работой по металлу...

Станки он тоже сделал сам. В общем, полвека без выходных, без отпусков. Ну и соответственно:

— После инфаркта у меня было время полежать, подумать. Я рисовал девчонок-медсестер и размышлял: зачем я здесь оказался, что я оставлю? И вдруг успокоился — понял, что свою миссию выполнил честно, без халтуры.

Теперь Борис Леонтьевич хочет найти способ подарить этот дворец России, русским художникам. Назвать его, скажем, Русский дом в Толедо, создать фонд.

— Я хочу, чтобы сюда приезжали художники из России, работали бы, делали выставки, проводили встречи и творческие акции. Условие одно: чтобы моя коллекция оставалась здесь, чтобы ее не распродали те, кто придет после меня.

Осталось выяснить, кто в России сможет не только принять такой дар, но и распорядиться им так, как хочет художник.