Нечто очень среднее

По данным Института социологии РАН, экономические потрясения способствовали небольшому увеличению численности среднего класса в РФ

Вопреки общепринятому мнению, социологи вдруг отметили весьма высокую устойчивость российского среднего класса к кризису. Когда-то бард Юлий Ким определил его как сообщество людей, которым есть что терять. Так вот, результаты исследования Института социологии РАН показывают, что экономические потрясения даже способствовали небольшому увеличению этой прослойки. Сегодня она достигает 44% населения и 47% от числа работающих россиян. Откуда взялись эти цифры?

Пропуск к «середнякам» выдается при соблюдении четырех условий. Как минимум среднее специальное образование, нефизический характер труда, уровень благосостояния и самоидентификация. Кстати, именно по последнему параметру видна значительная прибавка: принадлежность к среднему классу чувствуют почти 75% опрошенных. Но казаться и быть — не одно и то же.

По словам директора ИС РАН академика Михаила ГОРШКОВА, и накануне кризиса, и сейчас средний класс у нас составлял около 42%. Его представители опять продемонстрировали хорошую реакцию на вызовы и высокую степень ответственности за себя и семью. По мнению академика, способных жить самостоятельно, без посторонней поддержки, за время кризиса в стране прибавилось — с 50% до 64%.

Но дьявол, как известно, кроется в деталях. Обратимся к ним. Вот что показывает «социологический микроскоп». Для начала договоримся, что здесь, как и в любой социальной группе, можно выделить ядро и периферию. К первым относятся постоянно имеющие на работе дело с компьютером руководители, предприниматели и специалисты с высшим образованием. Ко вторым — все остальные среднеклассники (за редчайшим исключением здесь оказываются самозанятые, рядовые служащие и работники торговли со средним специальным образованием).

Так вот, в ядре, куда горожане часто попадают по наследству, за полтора кризисных года ежемесячные среднедушевые доходы сократились, но не так кардинально, как могло бы быть. Социологи ссылаются на инерцию: привычные социальные модели и стандарты потребления еще держатся за счет прежних накоплений. Кстати, у каждого второго представителя среднего класса есть сбережения (среди остальных россиян такие счастливчики попадаются вдвое реже).

Но запасы не вечны — и это уже поняли миллионы граждан. Они еще бодрятся, но привычка экономить на самом необходимом захватывает и «середняков». В том числе и на ценностях основополагающих: на медицинских услугах, на образовании для своих детей, то есть на человеческом материале. Это обстоятельство с тревогой подчеркнула руководитель исследования, доктор социологических наук Наталья ТИХОНОВА.

Похоже, потенциал становления и укрепления российского среднего класса исчерпан. Дальше требуется коренная перестройка экономики. Впрочем, для кого это секрет?