Ушедший Юрий Холдин и вечные краски Дионисия

В «доме Нащокина» открылся проект «Свет фресок Дионисия – миру» фотохудожника Юрия Холдина

В Москве в концертно-выставочном зале Центрального совета ВООПИиКа (в «доме Нащокина») открылась экспозиция-презентация проекта «Свет фресок Дионисия — миру». Впервые проект фотохудожника Юрия Холдина зрители увидели 10 лет назад в залах Третьяковки. За годы его передвижного экспонирования о нем сложилось устойчивое впечатление как о новой жизни ферапонтовского шедевра. Монастырь удален от столицы, далеко не всякий может доехать до сокровищницы, да и попади человек туда, само время просмотра ограничено 15-20 минутами. А тут такая возможность прикоснуться к чуду.

Что же такое Ферапонтово, и кто такой Дионисий? В конце XV века Дионисий был одним из наиболее почитаемых иконописцев. Разлад в духовно-политической жизни Москвы побудил его удалиться в монастырь в небольшой вологодской деревне, где он создал творение, ставшее вершиной выражения духовных и художественных идеалов Святой Руси. На фоне невероятного масштаба утрат произведений этой эпохи, принадлежащих кисти Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева и их сподвижников, Дионисию повезло значительно больше: в целостности и первозданности до нас дошли его фрески Ферапонтова монастыря.

Светоносную стенопись великого мастера специалисты сопоставляют с творениями его европейских современников — Микеланджело и Леонардо да Винчи. Но мы, преемники уникального наследия, не могли понять и оценить гений Дионисия, многие десятилетия изучая его фрески по копийным интерпретациям или полиграфическим оттискам с искаженной цветопередачей. Не говоря уже о неизбежной фрагментарности знакомства с оригиналом: проблема сохранности древнего памятника ограничивает время рассмат-ривания 300 стенописных композиций. Да и возможности увидеть с пола образы, расположенные на большой высоте, невелики. Поэтому для широкой публики имя великого иконописца оставалось на обочине истории, пока не возник материал, позволивший в полной мере оценить величие Дионисия.

Юрий Холдин создал беспрецедентного уровня и качества материал, позволивший неперемещаемую ценность переместить во времени и в пространстве. И это произошло в истории искусства впервые: через пять столетий Дионисий вернулся в Мос-кву, стал доступен для изучения и восхищения.

Развитие дела не останавливалось даже после трагически оборвавшейся жизни Холдина. Завершение печати ферапонтовского цикла фотохудожника длилось восемь лет. Казалось бы, это лишь фотография, предполагающая возможность тиражирования. Как понять столь долгий процесс печати? И почему все эти годы поднимается вопрос о неповторимости цветоколористического повтора печати на том качественном уровне, как это удалось специалистам, подготовленным Холдиным к завершению начатого им труда? Вопросов много, они требуют анализа. Ведь решены задачи, никогда прежде не возникавшие в истории мирового фотоискусства при выставочном представлении подобных памятников.

Фонд «Фрески Руси», многие годы работающий с проектом «Свет фресок Дионисия — миру», приглашает на особую акцию, устраиваемую ради объяснения многих накопившихся о выставке вопросов. Наше приглашение обращено ко всем ценителям русского искусства, особенно к тем, кто отвечает сегодня за сохранение нашего национального культурного наследия. Мы приглашаем к диалогу, чтобы совместными усилиями найти возможность обес-печить общедоступность и сохранение полного ферапонтовского цикла Юрия Холдина для музейного фонда Москвы.