Минимальная цена пива в рознице должна быть от 35 рублей за 0,5 литра, считают в Национальном союзе производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции. Об этом 5 марта пишут «Известия». Свои предложения союз направил в Минфин. Ведомство в целом поддержало инициативу.
Минимальная розничная цена на пиво (МРЦ) в 35 рублей не учитывает наценок торговых сетей и дистрибьютеров, пишет издание. В союзе уверены: МРЦ на пиво повысит качество продукта и потеснит сомнительные напитки. К дешёвым позициям возникают вопросы, в этих случаях производитель явно сэкономил на сырье и технологиях, рассказали в союзе. Контрафакт и некачественное пиво занимают 10% рынка, утверждают в объединении. По данным ритейлеров, сегодня ценник на пол-литра хмельного напитка начинается от 30 рублей.
МРЦ на пиво главным образом ограничит граждан в алкоголе, полагают в Минфине. Но МРЦ интересна и как способ борьбы с производителем, избегающим уплаты акциза, считает руководитель департамента налоговой и таможенной политики ведомства Алексей Сазанов. Стоит ужесточить санкции за торговлю пивом по цене ниже МРЦ, хотя отзыв лицензии здесь не сработает, продажа хмельного напитка не лицензируется.
«Мы в целом за МРЦ, если отладить администрирование. Сейчас преждевременно начинать обсуждать уровень минимальной розничной цены, без проведения детальных расчетов МРЦ вводить нельзя», - подытожил Сазанов.
В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) также одобрили введение минимальной розничной цены для пива. «Установление МРЦ позволяет исключить возможность появления в торговых объектах продукции по ценам, не соответствующим реальной себестоимости товара, — рассказал глава контрольно-финансового управления ведомства Владимир Мишеловин. — Это благоприятно сказывается на развитии конкуренции в легальном секторе». Размер МРЦ надо обсуждать со всеми игроками, отметили в ФАС.
С союзом стоит считаться, ведь он объединяет в основном отечественных пивоваров. А те за последние 10 лет увеличили долю на рынке с 8% до 30%, сказал РИА Новостям руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. При этом назвать реальную цену пива в рознице трудно. «Западные пивовары, конечно, могут себе позволить более мощные акции, большее снижение цен. Поэтому минимальная розничная цена, помимо всего прочего, это и поддержка российского производителя с российским капиталом», - отметил эксперт.
Перенасыщенность рынка дешёвым суррогатом мешает честным производителям вести конкуренцию, утверждает глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. «Одно и другое называется пивом, но те, кто действительно используют солод и классическую технологию приготовления, не могут соперничать с тем продуктом, который продаётся в два раза дешевле, но сделан непонятно из чего», — приводит слова эксперта RT.
Производители пенного не в восторге от МРЦ. Пиво не тот продукт, где велика доля нелегального рынка, говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев. Появление МРЦ снизит гибкость цен и осложнит возможность для скидок покупателям.
«Минимальная розничная цена не гарантирует присутствия на полке продукции высокого качества и стопроцентную уплату акцизов с нее», - считает вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям региона Восточная Европа компании «Балтика» Алексей Кедрин.
Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич раскритиковал инициативу союза. «Не всегда низкая цена означает контрафакт или фальсификат. Иногда предприниматель согласен потерять доход ситуативно, но позже получить хорошую выручку, - рассказал «Труду» эксперт. - Не задирают цены и новые игроки рынка в поисках своей ниши. Иногда люди продают и ниже себестоимости. Это нормально: другие производители вынуждены снизить цены, конкуренция растёт, потребитель выигрывает. А барьеры вроде МРЦ ликвидируют этот механизм, убивают потребительский излишек. Подделками пусть занимаются специальные органы, у них нормальные зарплаты. Подозреваю, МРЦ выгодна отдельной группе в пивоваренной отрасли. Тем, кто стремится подавить конкуренцию и стать монополистом. Вообще, эффект МРЦ не доказан даже на примере крепкого алкоголя».
Отметим, сегодня минимальная розничная цена водки составляет 215 рублей, бренди — 307, коньяка — 388, а шампанского — 164 рубля.