Кронштадтский лед не тает

Питерские музеи открыли проект, приуроченный к столетию кронштадтского мятежа 1921 года

Кронштадтский мятеж, восстание или третья революция? Те кровавые события 1921 года давно стал предметом изучения историков. В столетнюю годовщину сразу несколько петербургских музеев объединили усилия и открывают экспозиции в общем проекте «Кронштадтский лед». Первая открылась в Музее истории Кронштадта. «Кронштадтская трагедия в фотографиях братьев Булла» открыта в Музее политической истории. Посетителей ждут и в Военно-медицинском музее, и на форте Риф, с которого уцелевшие участники вооруженного сопротивления советской власти ушли по льду в Финляндию.

18 марта, в годовщину подавления восстания, на форте Риф откроется художественная инсталляция. А памятника все еще нет. Тридцать лет назад в Кронштадте много говорили на эту тему, писали президенту и даже открыли закладной камень. Он и сейчас находится на Якорной площади, где начались события марта 1921-го. В конце 90-х был объявлен конкурс на создание памятника, но потом его отменили.

… Когда руководитель восстания, председатель временного революционного комитета большевик Степан Петриченко возглавил протест против своей же правящей партии, он, конечно, держал в уме успех революции 1917 года. Но что-то пошло не так. По сути это было антикоммунистическое восстание, а на деле – классический русский бунт, бессмысленный и беспощадный, со множеством жертв с обеих сторон.

Основными требованиями восставших были свободные выборы в советы, против засилья в них коммунистов, а также отмена чрезвычайной продовольственной политики, прежде всего продразверстки. Требовали свободы слова, собраний, торговли… С лозунгом «Вся власть Советам, а не коммунистам» рабочие Петрограда поддержали восставших. Ленин назвал это восстание угрозой, «во многом превосходящей действия и Юденича, и Корнилова вместе взятых». Если учесть, что тогда же антибольшевистские восстания прокатились по всей стране, включая Урал и Сибирь, можно понять, что решалось в те дни. Но, как известно, «мятеж не может кончиться удачей, - в противном случае его зовут иначе». На подавление Кронштадта были направлены войска. В результате боев и последовавших репрессий погибло несколько тысяч человек, около 8 тысяч восставших ушли по льду залива в Финляндию.

Потом советские школьники десятилетиями учили красивые стихи Эдуарда Багрицкого: «Нас водила молодость / В сабельный поход, / Нас бросала молодость / На кронштадтский лед... Правда, что это за «содружество ворона с бойцом», мы тогда не понимали. Никто не объяснил, что с таким пафосом изображено, как птицы клюют человеческие трупы.

О бессмысленности братоубийственной гражданской войны говорит научный сотрудник Музея истории Кронштадта Владимир КРЕСТЬЯНИНОВ.

- Работая над книгами и выставками, изучая судьбы людей, поражаешься, насколько они фантастичны. События марта 1921 года в Кронштадте по человеческим трагедиям соизмеримы с осадой Трои. Вот только одна судьба. Глава временного ревкома Степан Петриченко после разгрома ушел с форта Риф в Финляндию. Остался там жить, работать. Потом явился в советское консульство в Эстонии и попросился назад. Его просьба была доложена Сталину, тот сказал, что служить родине можно и за границей. И Петриченко был завербован советской разведкой, исправно исполнял свои обязанности до 1937 года. Узнав о массовых репрессиях в СССР, заявил своим кураторам, что отказывается от сотрудничества. Потом возобновил контакты, сделал несколько очень важных сообщений о появлении немецких войск в Финляндии перед началом войны, продолжал сотрудничать с советской разведкой во время войны, был задержан и арестован финской контрразведкой. После окончания Второй мировой финны передали его Советскому Союзу. Был арестован и умер в заключении.

Крестьянинов рассказал и о Громове, комиссаре Кронштадтской крепости, который перед самым началом восстания увел по льду из Кронштадта группу сотрудников особого отдела ЧК и партшколы. 8 марта он участвовал в первом штурме Кронштадта, который был неудачным, чуть было не попал в плен к мятежникам, вовремя сбросил с себя белый маскировочный халат – а под ним оказалась обычная матросская форма – был принят восставшими за своего, переночевал в Кронштадте у знакомых, выбрался по льду и ушел. Участвовал затем во втором штурме Кронштадта, был тяжело ранен, через несколько лет скончался и похоронен в мемориале на Якорной площади...

По словам Владимира Крестьянинова, общее число погибших в мятеже – около тысячи, не считая расстрелянных. Еще из ленинградского КГБ была получена справка о том, что с марта по сентябрь 1921 года приговорены к высшей мере наказания 2103 человека. «Из Кронштадта выселяли членов семей – участников событий вплоть до хрущевской оттепели», - рассказал научный сотрудник.

- Наш музей истории открывает сразу две выставки: «Кронштадтское восстание: март 1921 года» и «Жизнь и судьба семьи Ламоновых». Если первая показывает общую картину, то «Жизнь и судьба» — это история одной семьи, где два брата были по разные стороны баррикад, - говорит замдиректора Музея истории Кронштадта Олег БЫХОВСКИЙ. - 11 марта состоится научно-историческая конференция, посвященная изучению Кронштадтского восстания.

- Впервые в рамках нашей выставки будет демонстрироваться фильм «Черные дни Кронштадта». Его сняли буквально через несколько дней после подавления восстания по приказу Льва Троцкого. Различные кадры и отрывки показывали ранее, но целиком посмотреть его в новейшей истории возможностей не было, - добавляет директор форта «Риф» Кирилл КОРОБОВ.