05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РАЗВЕДЧИК СТАЛ ЗАЛОЖНИКОМ

Привалов Дмитрий
Опубликовано 01:01 05 Апреля 2001г.

Утром 1 апреля четырехмоторный американский разведывательный самолет EP-3, взлетевший с базы на

Утром 1 апреля четырехмоторный американский разведывательный самолет EP-3, взлетевший с базы на Окинаве, совершал рутинный облет прибрежных районов юга КНР. Он поступил на вооружение ВВС США еще в 1969 году, но оборудован новейшими средствами электронного прослушивания. По версии тайваньской газеты "Тайбэй таймс", американец кружил в непосредственной близости от эсминца класса "Современный" - одного из двух, купленных Китаем у России за 2 млрд. долларов в 1999 и 2000 годах.
Как обычно в подобных случаях, за американским самолетом-разведчиком следовали два китайских истребителя F-8 (вариант советского Миг-21). Как утверждает тайваньская газета, они пытались отогнать шпиона подальше от своего корабля. Вот тогда и произошел инцидент над международными водами. В какой-то момент самолет-шпион совершил резкий разворот, задев носовой частью и левым крылом одного из преследователей. Этот маневр привел к гибели китайского истребителя, пилот которого якобы успел катапультироваться. Однако до сих пор обнаружить летчика не удалось.
Получивший повреждения американский самолет-шпион выдал в открытом эфире сигнал бедствия "Mayday" и совершил экстренную посадку на аэродроме Линшуй на острове Хайнань. Нет сведений о том, успели ли американцы уничтожить находившиеся на борту разведданные и сверхсекретное оборудование. Поднявшиеся в самолет китайские военные препроводили 24 членов экипажа, включая трех женщин, в специально отведенное для них помещение.
Пекин заявил решительный протест Соединенным Штатам. Американцы, в свою очередь, возложили вину за происшедшее на китайские истребители и потребовали незамедлительного возвращения EP-3 и всех членов экипажа. Cамолет, утверждают в Вашингтоне, является суверенной американской территорией, и поэтому китайские представители, дескать, не имеют права на нее вторгаться.
Директор департамента печати и информации МИД КНР Чжу Банцзао выразил недоумение, каким образом эта "суверенная американская территория" оказалась на китайской земле без соответствующего на то разрешения. Тем более что речь идет о разведывательном самолете. По вопросу об этом ЧП высказался сам председатель КНР Цзян Цзэминь, призвавший США "прекратить все шпионские полеты в воздушном пространстве над китайскими прибрежными районами".
Что же касается судьбы членов экипажа EP-3, то все они живы-здоровы, пребывают в бодром состоянии духа и "верят в Америку". Об этом заявил президент Буш со ссылкой на свой разговор с военным атташе американского посольства в Пекине Нилом Силоком, который встречался с командой потерпевшего бедствие самолета. Президент США предложил Пекину не затягивать с возвращением экипажа и самолета и заявил, что инцидент несет в себе "потенциал подрыва надежд на плодотворные отношения между двумя странами". Таким образом, Буш дает понять, что терпение американской стороны не безгранично.
В комментариях по поводу инцидента китайские СМИ акцентируют внимание на "двойных стандартах" политики США вообще и в данном случае - в частности. "По ошибке" США разбомбили в мае 1999 года китайское посольство в Белграде, потопили в феврале японское судно, а теперь сбили китайский самолет. "Такая череда "случайностей", - отмечает влиятельная газета "Чжунго жибао", - никак не свидетельствует об ответственном поведении на международной арене крупнейшей державы".
Судя по всему, китайская сторона рассчитывает на официальные извинения Вашингтона за случившееся и компенсацию нанесенного ущерба. В любом случае Пентагону придется основательно раскошелиться на замену внушительного набора секретных кодов и прочих шпионских премудростей - тех самых, до которых явно добрались китайские эксперты в ходе детального обследования самолета-шпиона.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников