ПРЕЛЮДИЯ ВЕКА

7 апреля 1901 года в Москве произошло событие, ставшее рубежным в столичной и общероссийской

7 апреля 1901 года в Москве произошло событие, ставшее рубежным в столичной и общероссийской музыкальной жизни: открылся Большой зал Московской консерватории. Посмотреть на чудо архитектуры и дизайна собралось столько людей, что были заняты не только 2486 мест партера, лож, балконов и амфитеатров, но и все проходы между рядами. Архитектор Василий Загорский, создавая проект, следовал последним новациям архитектуры. Оттого до сих пор мы говорим о Большом зале как об одном из лучших в Европе по акустическим характеристикам. Внутреннее убранство, выполненное в стиле Людовика XVI, поражало своей роскошью. Новацией были и украсившие зал портреты композиторов, и "рассчитанные" инженером Грунером своды и огромные зеркала на стенах. Одним словом, Большой зал Консерватории даже по европейским меркам оценивался как последнее слово архитектуры и дизайна. Но даже не этот факт заставил мир говорить о том, что Россия идет в ногу со временем: БЗК стал одним из первых залов Европы, специально созданных для проведения музыкальных вечеров и симфонических собраний, ведь до этого момента академическая музыка делила сценическое пространство с бальными мероприятиями и театрализованными представлениями.
Василий Ильич Сафонов, занимавший в то время пост директора Московской консерватории, сделал все возможное, чтобы зал был построен, чтобы серьезная музыка обрела наконец свой дом. Благодаря его усилиям были возведены и учебные корпуса Консерватории, открыт Малый зал, а вот строительство Большого все откладывалось и откладывалось из-за нехватки средств. При помощи Императорского Русского Музыкального общества Сафонов сумел собрать 1 миллион рублей, убедив и императорскую фамилию, и крупных российских купцов и промышленников в необходимости осуществления уникального архитектурно-музыкального проекта.
Грядет столетие одного из самых любимых и престижных концертных залов Европы. К этой дате один из лучших российских оркестров - Большой симфонический им. П.И. Чайковского и его художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев, известные в России и за рубежом своими просветительскими и благотворительными акциями (стоит вспомнить и не имеющие аналогов циклы "Общедоступных абонементов", несколько лет проходящие в БЗК, и совместные концерты с Елизаветой Леонской в фонд известнейшего венского зала Konzerthaus), подготовили уникальную программу. В день 100-летия зала, 7 апреля 2001 года, БСО и Владимир Федосеев исполнят произведения, прозвучавшие на торжественном вечере в честь открытия Большого зала ровно век назад. В программу включен и обнаруженный в архивах Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки гимн "Воздвигнут храм искусству дорогому" композитора Ф. Кенемана и поэта Н. Невстуева, созданный специально к первому концерту, состоявшемуся в БЗК. Нынче гимн жизни славного зала прозвучит с особым смыслом - как прелюдия к новому столетию жизни славного зала, без которого сегодняшние меломаны не представляют себе полноценной музыкальной жизни.