11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГРУЗИЯ: КОНЕЦ ПРЕЗИДЕНТСТВУ?

Агаев Расим
Опубликовано 01:01 05 Апреля 2003г.
В республиках Закавказья - Азербайджане, Армении, Грузии все чаще и громче поговаривают о том, что институт президентской власти постепенно переродился в форму единоличной власти. Оппозиционные идеологи по-разному объясняют причины трансформации этой формы правления, подтвердившей свой демократизм на Западе и дающей сбои в горах Кавказа. Вот одно из них, наиболее распространенное. Его озвучил в беседе со мной сразу после очередного мятежа военных в Тбилиси глава Аджарской Автономной Республики Аслан Абашидзе.

- Каким бы демократом ни слыл наш президент Шеварднадзе, а никуда не денешься от того, что он вышел из авторитарной шинели брежневского типа. Десять с лишним лет пребывания во главе государства показали, что можно изменить многое - риторику, политический курс и пристрастия, но неизменным остается одно - желание работать в привычном правовом режиме вседозволенности. За последние годы в Грузии перепробовали различные формы управления: военный совет, госсовет, и, наконец, пришли к президентскому институту. И что же? Глава государства все время двигался по пути постепенного расширения сферы своих полномочий. Исполнительная власть ныне подчинена ему напрямую, он сам назначает руководителей силовых структур. Разработаны и многократно опробованы изощренные способы укрощения парламента. Никаких тебе противовесов, системы сдержек и политического баланса. Сторонники Шеварднадзе говорят о стабильности, лучшей управляемости госструктур. Слова все это, так себе, видимость. Им можно было бы еще поверить, если бы людям жилось как-то получше. Но дела-то в стране все хуже и хуже...
- Эдуард Шеварднадзе, отличающийся большой политической гибкостью, давно объявил, что не намерен вновь избираться президентом. Вы верите этому?
- Президент знает, что срок, установленный Конституцией, заканчивается. У него осталось два выхода. Первый - сделать все возможное, чтобы парламент нашел способ избраться ему на третий срок. Но дело это трудное, если не безнадежное. Второй выход - накалить обстановку в стране, создать конфликтную ситуацию - ввести президентское правление и продлить таким образом полномочия главы государства.
Последний мятеж военных в Тбилиси и то, как реагировал на него президент, косвенно подтверждают возможность такого поворота в развитии внутриполитических событий. Но многое указывает, что параллельно может быть использован третий - менее болезненный вариант продления периода Шеварднадзе - парламентский. Кстати, выборы в парламент будут в октябре. В последнее время в кулуарах стали поговаривать о том, что, мол, хорошо бы сократить число депутатов, что парламент слишком раздут (235 депутатов), надо бы его сделать компактным - 120 парламентариев, а то и 80, таким образом прибавить ему работоспособности. Во всех этих маневрах видится плохо прикрытое желание правящих кругов трансформировать формулу государственной власти, введя парламентское правление. Это позволит Шеварднадзе начать новый отсчет своего царствования. Ведь действующая Конституция не запрещает ему избраться председателем парламента! Сейчас, кстати, парламент избирается раз в пять лет. Можно - раз в семь лет! Если ты председатель парламента, располагаешь в нем большинством - можно перекроить все, включая и Конституцию. Это нынче называется правовыми реформами, модернизацией национальной государственности... Мы уже многократно это проходили.
- Но ведь сейчас у Шеварднадзе нет вроде бы собственной партии, и президент не располагает большинством в парламенте...
- Сейчас большинством не располагает никто. А расколы в правящей партии - это политическая игра. Кто-то дистанцировался от президента, кто-то перешел в оппозицию. Это все временные соглашения, тактические ходы, на которые влияет и внутриклановое соперничество за близость к президенту, за статус преемника. Но в главном - желании продлить свою власть - они едины, это одна команда.
"Парламентский вариант" запускается правящими кругами Грузии не от хорошей жизни. Власть не сегодня, не вчера потеряла доверие общества. Любое "резкое движение" может высечь искру гражданской войны. Ход иракской войны лишает Шеварднадзе однозначной поддержки США. Нельзя же не считаться с ростом антиамериканских настроений в Грузии. Впрочем, только ли здесь?..
- Нельзя сказать, чтобы прогнозируемая трансформация власти однозначно принималась в штыки. Высказывается и другое мнение: может, это и к лучшему? Ведь парламент - это все же не личная власть.
- От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Наивно было бы думать, что парламентская форма правления вдруг преобразит представления о власти у тех, кто привык управлять обществом, минуя законы. В прошлом они не покидали свои посты до тех пор, пока их не смещали. Эти люди просто не приемлют иного подхода. То, что они прибегают к разного рода политическим ухищрениям и маневрам, говорит, помимо прочего, еще и о том, что эти политики так и не поняли простой истины о неизбежности смены власти. Эта неизбежность наступает, когда большинство не приемлет твоего курса или же когда приходится подчиниться требованию закона. Оставить свои должности и уступить место новым, оппозиционным силам нынешние правители не могут еще и в силу того, что допускали такие нарушения законности, за которые рано или поздно придется отвечать.
Единственная сила в Грузии, которая имеет свой стабильный электорат, - это Аджария. Мы отдаем себе отчет в том, что если властям удастся реализовать свои политические проекты, то многие партии, ныне придающие равновесие законодательному органу, останутся за бортом...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников