Владимир ФИЛИППОВ, министр образования Российской Федерации:
- Вы напомнили мне давнишнюю историю, когда из-за конфликта с учителем по географии я, отличник и активист, разочаровался в школе, не захотел ходить на уроки. К счастью, нашлись другие учителя, которые помогли мне разобраться в том первом жизненном испытании. Поэтому уверен: "погода" в школе во многом зависит от учителя, его душевных качеств, интеллекта.
Чему и как учить наших детей? Как сделать так, чтобы учитель сам любил школу и привил бы это чувство детям? Надеюсь, реформа российского образования решит и этот вопрос. Системность, фундаментальность, чем гордится российское образование, обогатятся перспективными, особо интересными школьникам предметами, цель которых не просто обучение, а развитие творческой личности.
Ирина ПЕЧЕРНИКОВА, актриса:
- Снимаясь в фильме "Доживем до понедельника", я рассказала о своем идеале - Учителе, о котором мечтала в ученические годы. Среди моих учителей, к сожалению, не было таких, как Мельников или "англичанка". После выхода фильма на экраны я получала много писем. Друзья в шутку называли меня "министром образования", поскольку тогда приходилось отвечать на вопросы, совершенно далекие от актерской профессии. Не знаю, насколько убедительны были бы мои советы сегодня: духовные ценности, школа, ученики сегодня разительно другие. Больно смотреть на пикеты учителей. Как ему, нищему, голодному, "сеять разумное, доброе, вечное"? Школа, где месяцами не платят зарплату, где отключены отопление, свет, вода (таких примеров по стране очень много) - божье наказание для педагога, поэтому таковой воспринимают ее и его воспитанники.
Настя ШВЕЦОВА, выпускница гимназии N36, Ростов-на-Дону:
- Целый год я училась в одной из школ небольшого американского городка Стерджис, в штате Мичиган. В США дети разного возраста учатся в разных школах. Моя была рассчитана на учеников 9 - 12-х классов. Одноэтажное, вроде бы небольшое здание вместило около 250 учебных кабинетов, кафетерий, тренажерный зал, медицинскую комнату. В каждом кабинете установлены компьютер и телевизор, ученики смотрят новости перед началом занятий. Парты - одноместные.
Американские школьники не столь загружены, как российские. В году 2 семестра вместо наших 4 четвертей. Для семестра нужно выбрать только 4 предмета. Выбор - по твоему усмотрению, учишь только то, что может пригодиться в будущей профессии. Но есть обязательный минимум, по которому надо пройти по 3 уровня каждого из таких предметов, как математика, английский, физика, химия, биология. В школе отношения между учителями и учениками - дружеские. Если ты отстаешь по какому-либо предмету, он обязательно тебе поможет, останется с тобой после занятий. И все это - бесплатно. Система выставления оценок такова, что зависит только от знаний ученика, а не от настроения или отношения к тебе преподавателя. Все это нашей школе, к сожалению, не присуще.
Дмитрий МАЛИКОВ, композитор, певец:
- Почему ребенок не любит школу? Может, у него не складываются отношения с одноклассниками, с учителями, не поддается "гранит науки"? Конечно, сказывается и социальное расслоение, которое, увы, захватило и школу: кто-то подъезжает на папиной иномарке, а у его соседа по парте нет лишнего рубля, чтобы купить себе на переменке булку. Когда наша школа станет школой равных возможностей для каждого ученика, тогда не придется задаваться вопросом: почему многие дети ее не любят.
Григорий ОСТЕР, писатель:
- Вы заметили? Каждый родитель по своему усмотрению "пишет полезные правила" для своих детей. Естественно, ребенку это не нравится - он не способен осознать истинную ценность такой родительской заботы. Думаю, нельзя совершать над детьми насилие, а школа именно то место, где оно совершается вроде бы из любви к ребенку. Поскольку начальное образование обязательно, мы, из родительского тщеславия, заставляем своих детей не просто учиться, а учиться непременно на "хорошо" и "отлично". А если он не "тянет" на столь высокую отметку? Надо чаще вспоминать свое школьное детство, чтобы понять, что происходит с ребенком.
НАША СПРАВКА. Министерство образования и исполнительная дирекция по президентской программе "Дети России" путем опроса выяснили: "Что думают школьники о школе?" Оказалось, лишь 25 процентов учеников уверены, что учителя их уважают; 30 - боятся обид и ... возможных сексуальных домогательств. Более половины опрошенных недовольны неудобной мебелью в классе и тем, что в школьных гардеробах воруют вещи.