МЫ ВСЕ ЕЩЕ В ОБОРОНЕ

По данным журнала "Форбс", россияне занимают второе место в мире по числу миллиардеров. Миллионеров у нас не считано. Между тем согласно замерам Программы развития ООН Россия находится на 60-м месте по уровню жизни. Почему в богатейшей природными ресурсами, технологиями стране люди не могут добиться достойной жизни? Об этом рассуждает заместитель председателя Государственной Думы РФ Вячеслав ВОЛОДИН.

- К сожалению, богато большинство наших соотечественников не жили никогда. В Российской империи благоденствовали большей частью аристократы и купцы. В советский период - партийные иерархи. Среди простых "строителей коммунизма" царила уравниловка - все имели приблизительно одинаковые грошовые, по сути, доходы. Вспомните: сильно ли могли пошиковать на свои 65 рублей учительница начальных классов или на 90 - молодой инженер? А в 90-е годы произошло очередное расслоение общества. Меньшинству удалось сколотить огромные капиталы. Зачастую - неправедным путем. Подавляющее большинство оказалось и вовсе у разбитого корыта...
- Почему за годы рыночной экономики у нас так и не сформировался средний класс - нормальные "бюргеры", на которых держится, к примеру, благополучие Европы?
- В начале 90-х, когда закладывалась экономическая основа нового Российского государства, многие решения принимались, что называется, "по понятиям". Одни безмерно богатели, а другие катастрофически нищали потому, что слабая власть не исполняла своей главной роли - регулировщика политического и экономического движения страны в переходную к рынку пору. А средний класс может существовать только в обществе с нормальными экономическими отношениями, в соответствующем правовом поле. Более того, находившийся тогда у руля "консилиум шоковых терапевтов" набрал огромное количество долговых обязательств, через которые транснациональные финансовые структуры стали диктовать России условия принятия решений внутри страны.
Изменения к лучшему начались, когда президентом был избран Владимир Путин, а в Думу пришли центристы и сформировали большинство. У монополистов стали изыматься сверхдоходы. Произошли кардинальные изменения налоговой системы, направленные на снижение бремени. Но для того, чтобы экономика России, малый и средний бизнес заработали на полную мощь, требуется время. В последние 5 лет мы ежегодно прирастаем где-то на 7 - 8 %, а в конце 80-х - начале 90-х каждый год падали процентов на 20 - 30. Подсчитайте сами, сколько лет нам еще восстанавливаться. Как отметил президент России в своем послании, за прошедшее десятилетие мы упустили половину возможностей. Наши товаропроизводители должны поднакопить денег, чтобы обновить производственные мощности и выйти на конкурентоспособный уровень. Нашему сельскому хозяйству необходимы годы для того, чтобы возобновить потерянное. И создание новых рабочих мест - штука затратная, а значит, небыстрая.
- По каким "приметам" мы поймем, что лед тронулся, что государство поворачивается лицом к своим гражданам?
- Сегодня мы - парламент и правительство - в глухой обороне - отбиваемся от проблем, доставшихся в наследство. Скажем, получая дополнительные доходы в бюджет, в первую очередь тратим их на нужды малообеспеченных представителей старшего поколения - пенсионеров, ветеранов. Это правильно, поскольку люди живут бедно. Но для того, чтобы "перейти в наступление", начать развивать экономику и повышать уровень жизни граждан, необходимо тратиться и на будущее - на российскую молодежь. Надо решить два ключевых вопроса: резервирование рабочих мест для выпускников профильных учебных заведений и создание условий для скорейшего приобретения жилья молодыми семьями. Тогда появятся те, кто сможет создавать хорошие условия и для себя, и для старшего поколения. Тогда найдутся средства, чтобы выплачивать достойные зарплаты и пенсии, решать социальные проблемы.
- Судя по страстям вокруг монетизации льгот, правительство снова наступило на все грабли. Опять решаем вопросы шапкозакидательской атакой?
- Справедливость должна быть для всех льготников. У нас 30% населения живет на селе. Они никогда не пользовалась такими льготами, как общественный транспорт или санаторно-курортное обслуживание. Льготных лекарств, как правило, в аптеках днем с огнем было не найти, да и сами аптеки порой неблизко. Решение о переводе льгот на адресные выплаты - справедливое. Но исполнение закона на местах подняло целый пласт проблем, которые многие годы государством никак не решались.