НЕДОСЧИТАЕМСЯ СЕРЫХ КИТОВ

Нефтяников часто критикуют за вред, наносимый еще и окружающей среде. А проект "Сахалин-2" вызывает особую тревогу экологов. К "банальным" угрозам нефтяных разливов и техногенных катастроф тут прибавляется еще и опасность полного уничтожения популяции серых китов. На планете осталось всего лишь около 100 этих уникальных животных. Ученые подсчитали, что гибель трех самок, способных к размножению, приведет к постепенному вымиранию всей популяции. Если американская компания "Сахалин Энерджи" не прислушается к требованиям экологов, такой гибельный "сценарий" станет вполне вероятным.

- Согласно проекту "Сахалин-2" подводный нефтепровод должен пройти через единственное в мире морское пастбище, где серые киты нагуливают жир и кормят своих детенышей, - рассказывает член-корреспондент РАН, директор Центра экологической политики России Алексей Яблоков. - Кроме того, рядом с пастбищем нефтяники собираются строить новую платформу. Последствия такого непродуманного вмешательства в жизнь животных могут быть самыми плачевными.
По словам координатора морских программ Международного фонда защиты животных Григория Цидулко, уже сейчас у серых китов снизилась рождаемость. Если раньше самки рожали детенышей через год, то сейчас - раз в три года. Эксперты объясняют такую аномалию вмешательством нефтяников. Еще в 1999 году во время реализации проекта "Сахалин-1" в южной части морского пастбища начала работу нефтяная платформа "Моликпак". Шум множества вертолетов и кораблей спугнул серых гигантов и заставил их кочевать в северные районы. В результате уже на следующий год в популяции появилось много истощенных особей. Новую "шумовую атаку" серые киты могут не выдержать.
- В принципе экологические риски проекта "Сахалин-2" можно свести к минимуму, - считает Алексей Яблоков. - Для этого надо провести новый подводный трубопровод на 2 километра южнее, подальше от "столовой" серых китов. А также удалить новую платформу на 12 миль от берега.
Кроме того, по мнению специалистов, необходимо усилить прочность подводного трубопровода. Дело в том, что в этом районе Охотского моря встречаются айсберги, способные "пропахать" морское дно.
Стоимость запасов нефти на месторождении "Сахалин-2" оценивается в 50 миллиардов долларов. А на то, чтобы сделать проект экологически безопасным, понадобится, по оценкам специалистов, около 100 миллионов долларов. Нефтяники не хотят идти навстречу экологам.
- Американская компания "Shell", которая стоит за "Сахалин Энерджи", не раз заявляла о высокой экологической безопасности своих проектов, - рассказывает директор Всемирного фонда дикой природы России Игорь Честин, - однако в действительности мы видим иное. Можно вспомнить прошлогоднюю аварию судна "Христофор Колумб", перевозившего нефть в рамках проекта "Сахалин-1". Тогда, вопреки всем декларациям, "Сахалин Энерджи" не смогла быстро и эффективно ликвидировать последствия гигантского нефтяного разлива.
По словам Яблокова, некоторые заключения экологической экспертизы по проекту "Сахалин-2" сфальсифицированы. Ученый привел в пример нефтяной терминал, который "Сахалин Энерджи" собиралась построить в бухте Анива. Суд города Южно-Сахалинска признал недействительным заключение об экологической безопасности этого объекта. Как сказал Яблоков, у Министерства природных ресурсов (МПР) России есть все основания назначить новую экологическую экспертизу проекта "Сахалин-2". Тем более что министр МПР Юрий Трутнев высказался за более жесткие природоохранные требования к иностранным компаниям, работающим на российских месторождениях.