ВЕРНУТСЯ НЕМНОГИЕ

"Когда съезжаем на нашу дорогу, всегда шутим: началась Тьмутаракань", - рассказывает директор школы Галина Филатова. От поселка Песь, где расположено учебное заведение, до ближайшего райцентра - 10 километров. Но есть и более отдаленные населенные пункты. Оттуда ребятишек на уроки каждое утро подвозит в Песь школьный автобус.

Содержать транспорт хлопотно и накладно: плати за бензин и запчасти. Трудно найти профессионального, а главное, непьющего водителя. Но на сегодняшний день возить детей из окрестных деревень в поселковую 11-летку - единственно приемлемое решение. Конечно, в идеале каждая деревня должна иметь свою школу. Но где взять квалифицированных педагогов, на какие средства содержать школьные здания, как кормить детей? Реформа образования не подкрепляется материальными ресурсами. Требуют, например, ввести в начальной школе обязательный английский язык, но фонд заработной платы при этом никто не увеличил. Кроме того, откуда взять в поселке еще одну "англичанку" или отсутствующего учителя информатики? Заинтересовать молодого специалиста нечем - низкие зарплаты, нет жилья.
- От нерешенных проблем порой голова кругом идет, - говорит Галина Васильевна. - Прихожу, к примеру, навестить ребенка из неблагополучной семьи, а в доме не топлено, нет еды, даже хлеба. Или стучится вечером бабушка-соседка: "Беги скорей, у Кольки мать опять запила". Отложив все дела, вместе с социальным педагогом - есть у нас такая должность - направляемся увещевать мамашу, предлагаем закодироваться...
Почти все жители поселка Песь, а их около 1800, работают в леспромхозе. Во времена перестройки он устоял, не развалился, правда, зарплаты у людей маленькие. Рядом проходят нефтепроводы, с недавнего времени в поселке появились нефтеперекачивающие станции. Там заработки посолидней и нужны дипломированные специалисты.
- Очень важно, когда у родителей есть высшее образование, - говорит Галина Васильевна. - Они и детей настраивают на дальнейшую учебу. А если взрослые сами влачат жалкое существование, не хотят ничего менять в своей жизни, то и ребенок, окончив 9 классов, возвращается в родную деревню собирать по болотам клюкву.
В ответ на мое возражение, мол, у каждого должно быть право выбора: ехать ли в город учиться, оставаться ли работать на земле, директор школы вздыхает:
- Нет у наших ребят достойного выбора. Они возвращаются в бедность, в тяжелейший быт, к пьющим родителям. Тут у них два пути - либо пьянка, либо криминал. Поэтому мы стараемся каждого выпускника, если не в вуз, то хотя бы в профессиональное училище направить. Поучится еще пару-тройку лет, повзрослеет, получит специальность. С таким багажом уже можно и дома устроиться на работу.
Педагоги стараются увлечь учеников учебой, развить их интеллект, воспитать современными людьми, привить хорошие манеры. Школа для них, по словам Галины Васильевны, "светлое окошко в будущее". В прошлом году 11-й класс окончили 18 человек, и все поступили. Одна девочка - на факультет журналистики МГУ, остальные - в вузы Санкт-Петербурга, Новгорода, колледжи в Боровичах.
- А сколько из них вернется в поселок, чтобы жить и работать? - спрашиваю я.
- Хотелось бы быть оптимистом, но вернутся совсем немногие.