25 сентября 2017г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.65   € 69.07
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЕК ШОСТАКОВИЧА НЕ ВИДАТЬ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 05 Апреля 2006г.
Вдогонку волне "датских" премьер Моцарта (в январе мы справили его 250-летие) пошла волна премьер Шостаковича, чье 100-летие со дня рождения наступит осенью.

Явление это немножко странное. Вообще-то творцам такого уровня не нужно "дожидаться" дат, чтобы их произведения продолжали торить дорогу к публике. Притом в массированной "атаке" интерпретаторов на композитора есть что-то от базарной толчеи, где, чтобы выделиться среди конкурентов, надо выкрикнуть погромче, особо позаботиться о броскости упаковки... И вот вместо честного, добротного исполнения вещи мы подчас наблюдаем то, что в просторечии принято называть вывертом.
Не обошлось без этого и в новой работе Камерного музыкального театра Бориса Покровского. Спектакль называется "Век Шостаковича". На сцене в обобщенно-символическом ключе изображаются обстоятельства жизни композитора, "опрокинутые" в катаклизмы ХХ века: революция, война, идеологический пресс... Понятно, что найти в музыке Дмитрия Шостаковича иллюстрации ко всему этому не представляло особого труда: никто из композиторов не только России - всего мира не отразил трагизм столетия так мощно, как он.
Признаюсь, поначалу меня даже заинтриговал тот монтаж из разных сочинений мастера - Восьмого квартета, Сюиты для баса на стихи Микеланджело Буонарроти, цикла "Из еврейской народной поэзии"... - который не без изящества выполнил музыкальный руководитель постановки, дирижер Анатолий Левин. Но чем дальше, тем докучнее становилась музыкальная чересполосица, тем яснее сознание того, что Шостаковича как драматурга все равно не переплюнуть и что лучше всего было бы исполнителям честно воспроизвести эти гениальные произведения. Да в одном только маленьком тихом кусочке из Фортепианного трио, который несколько раз возникал в потоке действия, по-моему, куда больше образного смысла, чем во всех сценических вариациях режиссера Михаила Кислярова на темы ужасов тоталитаризма...
Возможно, постановщики рассчитывали, что все эти дежурные красные знамена, вещающий на их фоне с трибуны усатый вождь могут иметь успех на гастролях за границей, где мода на "советскую экзотику" еще не вполне прошла. Но нашего зрителя, мне кажется, подобная поверхностная иллюстративность только разочарует. Что тем более обидно для такого славного коллектива, как Камерный музыкальный, который некогда действительно совершал героические шаги, возрождая к жизни преданные официальной анафеме произведения Шостаковича - например, оперу "Нос"...
В итоге главное, что остается от спектакля в памяти, - не сценические эксперименты, а великая музыка Шостаковича. Посреди оглушающего "музыкального" потока, обрушиваемого на нас нынешней жизнью (в первую очередь телевидением), именно эта музыка воспринимается как глоток свежего воздуха в угарной дискотеке.


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?