КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КОЛДОБИН?

Плохие дороги традиционно считают одной из главных российских бед. Мы решили спросить у известных людей, что нам мешает от нее избавиться.

Лев ЛЮБИМОВ, первый проректор Высшей школы экономики:
- В самой большой стране мира дорог надо иметь больше, чем в любой другой. В США в 50-е годы было две программы дорожного строительства. Одна федеральная - на 150 млрд. долларов, вторая по сети внутригородских дорог - на 240 млрд. долларов. На эти деньги удалось расширить магистрали, создать двух- и трехуровневые развязки, после чего Америка с облегчением вздохнула. Вот и прикиньте, сколько денег нам требуется, чтобы избавиться от одной из заклятых российских бед. При этом надо учесть, что в ту пору в США уже почти в каждой семье была машина, а мы именно сейчас переживаем автомобильный бум.
Можно, конечно, за счет строительства платных дорог разгрузить некоторые магистрали. Но у нас не так много состоятельных граждан, которые готовы платить за проезд. Особенно в глубинке. Чем дальше от Москвы, тем меньше водителей, способных раскошелиться за езду с ветерком. А в самой столице мы просто замучаемся собирать деньги за проезд. Думаю, от пробок можно избавиться, только если отдать центр пешеходам и общественному транспорту. То есть сделать так, чтобы въезжать в пределы Садового кольца на машине стало невыгодно и неудобно. Кроме того, нужно будет построить еще 50 - 60 километров линий подземки.
Светлана ГЛИНКИНА, заместитель директора Института экономики:
- В казне "заморожено" огромное количество денег, которые не тратят из опасения, что вырастет инфляция. Этот довод тесно связан со второй российской бедой - наличием дураков. Потому что вложение денег в инфраструктуру никогда не приводит к росту цен. Нужна политическая воля, чтобы открыть "закрома Родины" и направить деньги Стабфонда на дорожные проекты. Сегодня при таком притоке нефтедолларов мы легко могли бы решить эту проблему.
Опыт Китая свидетельствует о том, что вложения в инфраструктуру - наиболее разумное вложение капиталов. Сейчас, когда едешь по Китаю и повсюду видишь многоуровневые развязки или знаки ограничения скорости... 200 км в час, то понимаешь, что отличные дороги меняют и ритм жизни, и весь ее уклад.