ВОТ ЧТО ДУМАЮТ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ
Павел ПОСПЕЛОВ, доктор технических наук, проректор по учебной работе МАДИ (Московский автомобильно-дорожный институт):
- На наших глазах у молодежи меняются приоритеты. Среди абитуриентов все выше конкурс на специальность "автомобильные дороги и аэродромы" - он сейчас даже больше, чем на самую некогда популярную "экономику".
Это связано с тем, что в дорожной отрасли появились деньги. Идет масштабное строительство таких крупных магистралей, как Москва - Санкт-Петербург, Чита - Хабаровск, петербургская КАД и так далее. Все это происходит на фоне подъема народного хозяйства, которое без новых дорог обойтись никак не может. Молодые люди приходят к выводу, что все, связанное с дорожным строительством и автомобилями, очень перспективно.
В этой сфере работы - непочатый край, хватит всем на долгие годы. Естественно, поступающих в МАДИ абитуриентов привлекают гарантии будущего трудоустройства и очень приличная заработная плата. За нашими выпускниками заказчики буквально выстраиваются в очередь - среди них как крупные подрядные организации, так и структуры Росавтодора. Каждый год на базе института проводятся ярмарки вакансий, студенты старших курсов знакомятся с будущими работодателями. Для прохождения производственной практики ребята летом отправляются в строительные отряды. Таким образом, студенты получают практические знания.
Сегодня в России специалистов-дорожников готовят 64 вуза, но тем не менее отрасль испытывает дефицит профессионалов с высшим образованием. Крупные подрядные организации просят нас открывать филиалы. На сегодняшний день в провинции работают семь филиалов МАДИ, и конкурс почти столичный - достигает пяти человек на место. А если к нам идет молодежь, то, значит, у отрасли есть будущее.
Владимир ЕФИМЕНКО, доктор технических наук, заведующий кафедрой "Автомобильные дороги" Томского государственного архитектурно-строительного университета:
- Наш университет уже полвека готовит кадры для отрасли. Каждый год на специальность "автомобильные дороги и аэродромы" набираем около 80 человек. Учатся у нас молодые люди с удовольствием, подавляющее большинство студентов получают дипломы с оценками "хорошо" и "отлично". Наши выпускники очень востребованы - две трети из них устраиваются по специальности, причем многие находят работу в других субъектах Федерации - в Новосибирской и Кемеровской областях, Алтайском крае, в европейской части России. Даже в Москве многие получают высокооплачиваемую работу с перспективой роста - оказывается, даже в мегаполисах существует дефицит кадров дорожников.
Сейчас нет обязательного распределения выпускников. Однако многие крупные организации, задействованные в дорожном строительстве, заказывают у нас специалистов. И мы целевым порядком готовим кадры для учреждений, дислоцированных прежде всего на территории Западной Сибири.
Необходимость в специалистах-дорожниках особенно остро ощущается в регионах. Не секрет, что выпускники крупнейшего в России Московского автомобильно-дорожного института не очень охотно едут работать в отдаленные районы. В то же время внедрение новых технологий дорожного строительства, появление новой техники требуют специалистов с высшим образованием. Наш вуз располагает для их подготовки достаточно квалифицированными кадрами и необходимой материально-технической базой. В этом деле с нами сотрудничает Росавтодор, помогающий комплектовать кафедры современным оборудованием. В свою очередь коллектив преподавателей и сотрудников участвует в работах, проводимых Росавтодором. Например, мы занимались техническим сопровождением строительства автомобильной дороги Москва - Чита - Хабаровск - Владивосток на одном из участков. Должен сказать, что участие преподавателей в конкретных проектах положительно сказывается на качестве подготовки специалистов для дорожной отрасли.