19 октября 2017г.
МОСКВА 
7...9°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.57   € 67.93
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НОСТАЛЬГИЯ ПО СТАЛКЕРУ

Дудинский Игорь
Опубликовано 01:01 05 Апреля 2007г.
4 апреля Андрею Тарковскому исполнилось бы 75 лет. В СССР он первым стал снимать авторское кино без оглядки на всесильную цензуру. Каждый его фильм становился событием и вызывал жаркие споры. Молодое поколение считает "Солярис", "Сталкер" или "Ностальгию" актуальными картинами. Мы попросили известных деятелей культуры и шоу-бизнеса рассказать, что для них Андрей Тарковский

Мария Арбатова, писатель:
- В юности, будучи горячей поклонницей Андрея Тарковского, я оказалась вхожа в дом его отца Арсения Александровича Тарковского и мачехи - Татьяны Алексеевны Тарковской-Озерской. Арсений Александрович и в старости был красив, как бог, остроумен, легок, праздничен и куртуазен. Самой больной его темой была тема сына. Он любил говорить, что каждым фильмом Андрей рассчитывается с ним за безотцовщину в своем детстве. И с этим трудно было поспорить, когда в "Сталкере" появлялись костыли Арсения Александровича, а тема отца и родного дома в "Солярисе" шла через сплошное "цитирование" домика Арсения Александровича и Татьяны Алексеевны.
Понятно, что, смотря фильмы Андрея Тарковского, я всегда ощущала себя читательницей открытых писем великого сына великому отцу. Понятно, что язык фильмов Тарковского был для моего поколения культурным шоком, а сам он - знаковой фигурой. Выход каждой его картины означал для каждого из нас то, что эстетическое и этическое сопротивление советской власти возможно и успешно даже в таких дорогостоящих и многонаселенных видах искусства, как кино. Я назвала бы Тарковского самым романтичным и самым бескомпромиссным из всех киношестидесятников.
Среди фильмов Тарковского у меня нет любимых и нелюбимых. Они все мои. Мне интересен любой его кадр. Они впечатаны в меня с юности. Он переформатировал мои мозги. Его творчество разомкнуло эстетические штапмы, на которые меня пытался натаскать "совок". В юности фильмы Тарковского означали для меня воздух свободы. Теперь они означают для меня воздух нереального, запредельного мастерства.
Алика Смехова, актриса:
- Личность Андрея Тарковского настолько велика, что назвать его просто режиссером - значит, приуменьшить его уникальный талант. При упоминании его имени возникают только положительные эмоции. Человек-душа, одним словом. Ведь никто еще не смог так преподнести всю сущность жизни, как он. Я видела не один фильм Андрея Арсеньевича, и ни в одном из них не было ни одного кадра, который не вызывал бы у меня искреннего восхищения.
Михаил Веллер, писатель:
- Фильм "Иваново детство" по раннему рассказу Владимира Богомолова в начале шестидесятых стал настоящим откровением. Советский кинематограф не знал такого естественного и энергичного синтеза жесткого социалистического реализма и многопланового итальянского неореализма. Патриотическая тема в советском кинематографе впервые была поднята на самый высокий уровень искусства. Пятью годами позднее, в "Андрее Рублеве", Тарковский явил советскому зрителю то русское искусство, которого до сих пор киноэкран показать не умел. Соседство жестокости и христианского гуманизма дало неповторимый эффект. С этого фильма Тарковский стал кумиром советской интеллигенции.
Людмила Сенчина, народная артистка России:
- Когда-то очень давно я посмотрела "Иваново детство". До сих пор помню свои ощущения. Фильм меня буквально раздавил. Для моей психики его фильмы - огромная нагрузка. Их совсем непросто переваривать. Если увижу в телепрограмме "Солярис", то не брошу все дела и не усядусь к телевизору. Для просмотра фильмов Тарковского нужно особенное состояние души. На мой вкус, там слишком много личностного начала режиссера. Даже снимая картины по литературному произведению, он делает их абсолютно авторскими. И поэтому у меня к его творчеству совсем непростое отношение. Я понимаю, что это гениально, но это не совсем мое. Говорю откровенно: я не вписываюсь в почерк этого художника.
Николай Басков, певец:
- Для меня Андрей Тарковский - великий русский кинорежиссер, чьи кадры узнаваемы с первой минуты. Посмотрев фильм "Иваново детство", любой человек начнет понимать ценности жизни. Хотя фильм и тяжелый, но зато очень поучительный. Мне повезло, что я родился и вырос в мирное время. После "Иванова детства" я начал понимать, каково это жить, когда идет война и у тебя нет родителей. Ведь пока не переживешь это все, как говорится, своими глазами, ни за что не поймешь всей серьезности человеческой трагедии.
Светлана Разина, певица:
- Я с детства люблю Тарковского и много раз, не помню уже сколько, смотрела его шедевр "Иваново детство". Я даже написала стихи об этом фильме. Точнее, о тех навязчивых мотивах, которые прослеживаются в "Ивановом детстве". Например, иконы - в одном эпизоде фрагмент иконы почти не заметен, спрятан в углу кадра. В другом - изображение иконы ясно видно в книге, которую листает Иван. Кстати, почти во всех фильмах Тарковского можно заметить иконические изображения или ангелов. Или вот другой мотив: его любимое животное, это что-то "между лошадью и собакой". В "Ивановом детстве" появляется, кроме лошади, еще и петух. Фильмы Тарковского, если их разложить по кадрам, сами по себе собрания икон.
Елена Ленская, дизайнер:
- Тарковского я уважаю как личность огромного масштаба, которая оставила нашему кинематографу великое наследие - ту основу, на которой в будущем вырастет серьезное, интеллектуальное, качественное кино, а не тот суррогат, который сейчас выпускается под маркой "новые русские сериалы". Например, мой любимый фильм "Солярис" в Голливуде откровенно изуродовали - глубокую драму превратили в заурядную кассовую фантастику. Хотя для американцев такие коммерческие эксперименты - обычное дело. Своим соотечественникам я никогда бы не советовала смотреть "Солярис" с Джорджем Клуни. Может, там спецэффекты лучше, но в нашей версии была тайна человеческой души.
Анастасия Волочкова, балерина:
- Тарковский - наша гордость. Второго такого одаренного кинорежиссера у нас нет и наверняка больше не будет. В каждом своем фильме он рассказывает о жизненных принципах, духовных ценностях, своем понимании искусства и о многих других вещах. Фильм "Ностальгия" мог снять только человек с глубокой душой. Представьте сами, как можно было передать всю красоту России по памяти, снимая фильм в Италии. Я искренне советую посмотреть всем этот фильм, кто его еще не видел.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.