Минтранс в заносе

Привычное отечественное бездорожье может стать серьезным барьером на пути России в общеевропейский рынок

Накануне очередного  раунда переговоров о вступлении нашей страны в ВТО Всемирный банк опубликовал экономический доклад, в котором российские автотрассы, по сути, были признаны худшими в Европе.

Причем, по мнению экспертов, одной из главных причин подобного состояния дорожной отрасли стала существующая модель хозяйствования российского Минтранса, возглавляемого Игорем  Левитиным.

В России очередной доклад Всемирного банка большого резонанса не получил. Сдержанные выводы экспертов, констатировавших управленческий и финансовый коллапс отрасли дорожного строительства, оказались в тени громкого скандала, связанного с одним из наиболее амбициозных проектов российского истеблишмента. Как оказалось, новая пятикилометровая дорога от МКАД до инновационного центра «Сколково» требует незамедлительного капитального ремонта. Хуже того, как установила проверка, организованная по поручению вице-премьера Игоря Шувалова, причиной преждевременного разрушения трассы стоимостью более 6 млрд. рублей стала банальная халатность ее строителей. Некоторые эксперты также предположили использование дешевых материалов при строительстве этой дороги, а это уже заставляет задуматься об элементах коррупции в системе.

Впрочем, аналогичный вывод правительственная комиссия могла бы сделать по итогам обследования многочисленных российских автотрасс. По данным Всемирного банка, «из 50 тысяч километров федеральных автомобильных дорог нормативным требованиям соответствуют менее трети. Более 50% федеральной дорожной сети не удовлетворяет нормативным требованиям по ровности и прочности дорожного покрытия». А допустимые требования по количеству дефектов нарушают 70% российских автодорог. При этом ссылаться на обычное российское безденежье транспортникам вряд ли придется. «В последнее десятилетие в России идет активное строительство дорог, соответствующих европейским нормам», – заявил не так давно пресс секретарь Росавтодора Андрей Меньшов. Какие именно нормы имел в виду чиновник, неясно. Качество отечественных трасс не выдерживает никакой критики по сравнению с европейскими дорогами. Тем временем на их строительство и ремонт российские дорожники тратят больше, чем западные коллеги. Специалисты Всемирного банка назвали российские дороги самыми дорогими в мире, связывая это с «отсутствием конкуренции в дорожной индустрии, утечкой средств и коррупцией». А в качестве примера приводят более чем умеренную стоимость содержания дорог в Финляндии, где климатические условия мало отличаются от российских. Разница впечатляет: в пересчете на один километр годовой расход на текущий и капитальный ремонт российских автодорог составляет от 27 тысяч до 55 тысяч долларов. Финны укладываются в 9442 доллара.

Как отметил на одном из заседаний правительства премьер Владимир Путин, «… очевидно, что в настоящее время сметы явно раздуты, а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики». Только с 2008 по 2010 год на строительство и ремонт дорог государство выделило 628 млрд. рублей. Итог закапывания этих бюджетных средств наглядно отображен в докладе Всемирного банка. Но и без вмешательства международных финансовых институтов руководству Минтранса с каждым годом все труднее оправдывать наличие в действиях своего руководства явных признаков злоупотреблений. Характерным примером может послужить громкий скандал, связанный с вырубкой Химкинского леса под автотрассу Москва – Санкт-Петербург.

Судя по результатам антикоррупционного исследования международного фонда Transparency International, «за строительством коммерческой автострады Москва – Санкт-Петербург может скрываться интерес министра транспорта Левитина». Как пишут СМИ, «компания «Н Транс», которая будет строить трассу Москва – Петербург, – это компания, в которой до назначения министром работал Игорь Левитин. Раньше фирма называлась «Северстальтранс».

По мнению защитников леса, возместить утрату реликтовой химкинской дубравы новыми посадками нельзя. Зато прочий ущерб от деятельности дорожников нетрудно представить в цифрах аудиторских отчетов. Начав сбор подписей за отставку министра транспорта Игоря Левитина, представители Федерации автовладельцев России и организации защитников Химкинского леса отметили, что «…за время его пребывания на посту Россия превратилась в страну самых дорогих в мире дорог, а Автодор – гигантской черной дырой, где бесследно исчезают астрономические бюджетные суммы».

Сегодняшнее состояние транспортной инфраструктуры входит в явное противоречие с планами модернизации страны, с заявленным президентом Медведевым инновационным курсом ее развития. Расчет этого эффекта торможения приводит в своем докладе Всемирный банк. Так, по данным его экспертов, невыполнение работ по содержанию дороги с твердым покрытием в три раза увеличивает расходы пользователей с учетом дополнительных затрат времени и топлива, а также износа транспортных средств, что напрямую влияет на цену товаров и расходы потребителей на приобретение товаров и услуг. Похоже, решить проблему силами нынешнего Минтранса не представляется возможным.

К слову, цифры, приведенные в докладе Всемирного банка, легко поддаются проверке. Со стороны соответствующих государственных органов было бы вполне оправданным обратить внимание на эти данные и проверить работу вверенного Игорю Левитину ведомства.