Джеймс Кэмерон: Зритель почувствует, что все происходящее касается лично его

Режиссер Джеймс Кэмерон и продюсер Джон Ландау привезли в Москву трехмерную версию «Титаника», которая сегодня выходит в широкий российский прокат

А совсем недавно Кэмерон завершил погружение на дно Марианской впадины. Кстати, во время съемок «Титаника» Кэмерон погружался на дно океана 13 раз. Всего же он совершил более 70 погружений. Оригинальный фильм получил 11 «Оскаров». Версия в 3D приурочена к 100-летию со дня крушения легендарного лайнера. Корреспондент «Труда» встретилась с Джеймсом Кэмероном в Лос-Анджелесе накануне его московского визита.

— Как проходил процесс преобразования оригинального «Титаника» в 3D?

— Над новой версией фильма трудились 300 художников, которые обработали каждый волосок на голове Кейт Уинслет. Мы, конечно, могли этого не делать, сэкономить время и деньги. Но наградой нам был поразительный эффект реальности.

Сначала мы создали совместное рабочее пространство, и я мог принимать участие в настройке стереоглубины. Это такой процесс, когда ты просматриваешь каждый кадр и делаешь пометки, если замечаешь, что-то выглядит не так, как надо. Я получил инструменты для корректировки. Но прежде чем их использовать, нужно понимать, что на самом деле ты собираешься исправлять.

— И что, вы внесли какие-либо изменения в сюжет фильма?

— Если вы решите пересмотреть свое творение через какое-то время, то обязательно найдете в нем какие-то изъяны. Я думал: вот теперь я знаю, какими на самом деле были стекла в дверях, через которые проходила Молли Браун. И я задал себе вопрос: сколько еще человек могут заинтересоваться этим? И решил, что, скорее всего, человек восемь, включая меня. Это и стало ответом на вопрос, надо ли делать какие-либо изменения в оригинальном фильме. Одним словом, я сказал себе: нет.

— А зрители наверняка будут эти изменения искать...

— Я надеюсь, они будут увлечены тем, что буквально погрузятся в окружающую героев фильма среду. Их мозг станет реагировать на увиденное так, как будто они сами оказались пассажирами «Титаника». И человек, как во сне, будет ощущать, что все происходящее касается его лично. Эксперты говорят: по данным последних исследований, дети воспринимают информацию на 40% лучше, если она подана в формате 3D, по сравнению с 2D.

— Как я понимаю, целевая аудитория для 3D-фильма — это молодые люди, которые не видели оригинальной версии и которые, как и главные герои, переживают первую любовь?

— Оригинальный фильм был создан для всех. Но история была построена вокруг любви молодых людей — вроде Ромео и Джульетты, если хотите. Когда я писал сценарий «Титаника», то провел некоторые исследования. Вернее, я читал книги по психологии подростков: как проходит период полового созревания у девочек, о чем они думают, как им видятся отношения с противоположным полом. В общем, Розе я больше уделял внимания, чем Джеку, так как думал, что и так хорошо понимаю Джека, исходя из собственного опыта. Я тоже был подростком и тоже влюблялся.

Раскрыть характер Розы мне очень помогла одна книга — «Возрождение Офелии». Офелия, как известно, олицетворяет собой трагедию любви в мире расчета. А в той книге описывается ядовитая современная культура, которая провоцирует девочек пускаться во все тяжкие, чтобы выглядеть как модели из глянцевых журналов. Джек показал Розе лучшее, на что способен влюбленный человек. Он не только помог ей пережить навязываемый ей брак, кораблекрушение, но и выбрать свой путь в жизни.

— Этот фильм ведь не только о любви. Еще о жизни и смерти, которые ходят рядом:

— Средства массовой информации попытались упростить этот фильм, создавая ему имидж сочной подростковой истории любви. Но это не то, что происходит в «Титанике», — там с первых кадров чувствуется приближение трагедии. Корабль играет в фильме главную роль, и поэтому не имеет значения, как дорого и значимо то, что есть на корабле, — оно все равно утонет. Мы все живем на зыбучих песках. Так не лучше ли жить честно, ценить отношения с другими людьми и уметь радоваться настоящему?

«Титаник» — это красивая метафора для всех нас. С момента, когда корабль столкнулся с айсбергом, и до конца фильма мы видим, как разные люди по-разному встречают свою судьбу. Тут и герои, и трусы, и Джек с Розой, которые друг ради друга готовы на все.

— Вы верите в судьбу?

— Вы, наверное, знаете, что американский миллионер Альфред Вандербильт в последний момент отказался от путешествия на «Титанике». Но в 1915 году он отправился в плавание из Нью-Йорка в Европу на борту «Лузитании» и погиб во время торпедной атаки судна германской субмариной. После гибели «Титаника» эта катастрофа на море оказалась самой крупной.

— Около трех лет назад вы привозили в Москву «Аватар». Что вам больше всего запомнилось в той поездке?

— Это была моя первая встреча с Москвой, поэтому я сразу отправился на Красную площадь. Жаль, что Большой театр был закрыт. Но я надеюсь, что в этот раз мне удастся побывать там. Что касается русской водки, то в прошлый раз мой друг Анатолий Сагалевич угостил всю группу. Вы, наверное, знаете, что он является руководителем программы пилотируемых батискафов в Институте океанологии РАН в Москве. Мы сотрудничаем с ним два десятка лет.

— А вы в курсе, что дольше всех «Титаник» держался в прокате в кинотеатре «Салют» российского города Екатеринбурга? И это зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса?

— Да, конечно. Про «Титаник» я знаю, кажется, все.