Я напросился в попутчики к шоферу-дальнобойщику из фирмы "Совтрансавто-Брянск" Сергею Королеву. Бизнес у него, как он сам говорит, шкурный - в том смысле, что подрядился на трейлере возить за кордон воловьи шкуры. Если не считать нефти, газа и леса, больше сегодня от нас взять особо нечего. Дома Сергей оставил безработную жену и двух малых детей. В рейс пошел, чтобы немного заработать, а потому настроил себя на жесткую экономию, сопротивление всевозможным поборам на различных границах. Это стало сражением одиночки с системой, с редкими победами и потерями, неизбежными в баталиях с чиновниками.
... Поздний вечер. Украинский пограничный переход "Вистуновичи". Дюжие хлопцы в камуфляжной одежде, спросив, что везем, предлагают пройти в дежурку.
- Даешь двадцать гривен, - говорит старший из них. - И мы не производим досмотр кабины, грузового ящика...
- Я бы не против, - с показным равнодушием выворачивает карманы Сергей. - Но вот хоть обыскивайте, а гривен у меня нет.
Минут 40 вяло идет досмотр машины, Люди в форме наверняка знают, что ничего не найдут. Однако же и прощать непочтение никак нельзя. Они укрощают строптивых самым верным способом - играют на нервах. После обыска пограничников следует экзекуция у таможенника, эколога, ветеринара. Спустя пару часов на Королева больно смотреть: мелко дрожат руки, начал дергаться левый глаз. В итоге на процедуру прохождения границы ушло битых пять часов. Зато Сергей сэкономил - отдал на поборы только 30 немецких марок. Втрое меньше, чем с него требовали.
Мы коротаем время до утра в кабине и ждем, не подтянется ли кто в попутчики - вместе все же легче "качать права". Однако в "Вистуновичи" не заглянула ни одна российская машина. Между прочим, прежде за сутки тут проходило до сотни грузовиков, направлявшихся в Западную Европу. А ныне в ту же Италию водители предпочитают кружной путь - через Белоруссию, Германию, Австрию.
Нам "повезло" добираться через Украину. С остановками на перекрестках, с бесконечными вопросами постовых: "Что везете?" И уже на подъезде к западной границе мы еще на целых двое суток застряли в Карпатах. Дело было в холодное время, под ногами подмораживало и выпадал снег, а здесь не только не чистят дороги, но, по словам водителей, наоборот - портят их. Зачем? Чтобы заработать на буксировке автопоездов в гору. Скажем, в морозную ночь тракторист из местных выльет на склоне несколько бочек воды, устроив ледяную горку. Или в снегопад соорудит сугроб на самом подъеме. В таких случаях автопоезд весом в 30 тонн непременно застрянет, самостоятельно из ловушки не выберется, рискует вообще в пропасть свалиться. Единственный выход в такой ситуации - идти за буксиром. Они тут же - трактора с колесами, "обутыми" в стальные цепи. Бравые спасатели буксировали нас с великой радостью. За один подъем взяли 50 немецких марок. На вопрос, почему так дорого, пожилой гуцул ответил: "Я не один хаваю - с дорожником-автоинспектором тоже делиться приходится".
Наконец Карпаты пройдены. Только мост через Тису отделяет нас от Венгрии. Но перед ним еще одна украинская граница с отстойником-накопителем для грузовиков. Раньше реку пересекали по мосту в считанные минуты. Теперь если сразу безоговорочно не даешь "на лапу", то сидишь за колючей проволокой в гигантской мышеловке часами. Королев поскупился, не отстегнул десять марок моложавому таможеннику с иссиня-черными усами. Отказался даже угостить пивком и сигаретами пограничников. Чем окончательно обрек себя на долгое стояние.
Это тягостно и унизительно - ждать в кабине позволения ехать дальше только из-за того, что тебе мерзко кормить ораву взяточников. Проходит пять часов, десять, пятнадцать, двадцать. Тебя обгоняют те, кто выехал из дома на сутки, на двое позже. А ты все стоишь под циничными взглядами парней в камуфляжной форме. На вторые сутки я не выдерживаю, заговариваю с командиром вновь заступившей смены. Дескать, пропусти, действительно карманы пустые, одна только бутылка русской водки есть. И еще шкуры в кузове. Он недовольно машет рукой - ладно, езжайте. Мы шкурами не берем. Надо же...
В Венгрии коллеги встречали Королева как героя. Интересовались, сколько денег сэкономил. Оказалось, немало - около 300 марок сберег на упорстве и нервах. Это, к слову, почти четверть заработка за рейс в Италию.
Домой же Сергей решил ехать в объезд Украины. Это длиннее, больше потратишь на топливо, но зато, как потом рассказывал, времени на дорогу у него ушло вдвое меньше. Платил на границах и таможенных переходах только то, что полагается по закону.