"НАКРЫВАЕМ НА СТОЛ И ЧОКАЕМСЯ..."

Сочинения московских школьников о войне, показанные их учителями, поначалу вызвали у меня

Сочинения московских школьников о войне, показанные их учителями, поначалу вызвали у меня некоторую растерянность. Чего стоит, например, такое признание девятиклассницы: "Если честно, то нам, молодым, все равно, что там было... Да, мы пытаемся делать вид, что нас это волнует, но это не так, все это слишком далеко". Юношеская фронда? Да, но не только. Многие ребята искренне признаются, что трагические страницы истории они "пролистали" не задумываясь.
Среди авторов сочинений немало таких, кто толком и не знает, когда и с чего началась война. Один мальчик утверждает, что случилось это 22 июля 1941 года, две его одноклассницы - 1 мая и 9 мая - невесть в каком году. Называют и 1939 год, и 1943-й... А чуть не весь 8 "в" одной из московских школ почему-то за точку отсчета Великой Отечественной взял битву за Москву, мнения разошлись лишь в том, когда она началась - осенью или зимой 1941-го?
Впрочем, сами ребята не очень комплексуют по этому поводу: "Я считаю что знаю достаточно для меня о войне, и больше мне знать нечего не надо" (грамотность - "на совести" авторов сочинений)... "Нетакуш мало не такуш много знаю я о войне"... Но и более самокритичный взгляд тоже встречается: "Не очень я знаю об этой войне", "зато у меня есть дедушка который знает много чего" (дедушка, поясняется, не простой, а "Генерал полковник, доктор Тихнических наук"). Причем разницы между знаниями восьмиклассников, вскользь "проходивших" войну лишь в начальных классах, и девятиклассниками, изучавшими ее "по программе" совсем недавно, практически никакой.
А вот идеологическая сторона дела по-прежнему у наших школяров на высоте. Вопрос о том, как же мы все-таки выстояли в этой страшной войне, для большинства ребят ясен: "Произошло это благодаря героизму и сплоченности народа", страну привели к победе "твердая рука, любовь к родине, мужество", а также то, что "солдаты держались вместе, стремились вперед". Не забыли подростки упомянуть про "Катюшу", про танк "Т-34", а также про единство фронта и тыла. Правда, и тут не обошлось без потерь: "Я не знаю ни одной причины, которая привела нашу страну к Победе". Не одна Марина Сазонова вывела такие беспомощные строки...
Ученые-психологи вместе со школьными учителями провели исследование и выяснили для себя, что в основном ребята черпают знания из малоинтересных для них учебников. Кое-что узнают о войне и из рассказов ветеранов, традиционно приходящих на встречи с учениками 23 февраля и 9 мая.
Правда, в последнее время интерес к ним увял. "Молодым сейчас не до нас, не до истории, у них свои дела", - без обиды объясняет это для себя фронтовичка из Мытищ Надежда Устинова. Коля Шабанин думает иначе. Он не прочь вроде бы "побольше узнать о войне от своих родителей, бабушек и дедушек". Но вот парадокс - как следует из Колиного сочинения, прадедушка его был командиром на войне, а где служил, в каких сражениях участвовал, был ли ранен, чем награжден, - правнук не знает. Не любопытен.
Лишь пятеро мальчишек красочно и с любовью рассказали про бабушку, спасшую от бомбежки трех ребят, про деда, обезвреживавшего мины в Северном море, про прадеда, очищавшего от бандеровцев Украину... Особенно хорош рассказ Дениса Рунова - про дедушку Алексея Степановича Родионова - командира артиллерии, который "воевал в финской кампании, прошел всю Великую Отечественную и награжден, по-моему, всеми орденами и медалями, кроме звезды Героя Советского Союза".
Не прошло бесследно для мальчишек и девчонок засилье "видаков", импортных боевиков и мыльных опер на теле- и киноэкранах. 106 школьников сумели назвать лишь два фильма о войне: "Катюша" (надо понимать "Женя, Женечка и "Катюша"?) и "Четыре танкиста" (собака из названия выпала). С литературой о войне не лучше. К произведениям на эту тему причислили "Бородино" М.Лермонтова и поэму "Василий Теркин" - почему-то Тургенева(!)... Из песен знают Тухмановский "День Победы", одна девочка вспомнила "Синий платочек"...
Как же в семьях этих детей отмечают 9 Мая? Во-первых, судя по работам, уже не все считают этот день праздником. Те же, для кого он по-прежнему свят и светел, отправляются всей семьей на Красную площадь, смотрят салют с балкона. Но главное, как пишет Леша Колосов, "мы накрываем на стол и чокаемся".
Неужели везде так? Наверняка немало в стране школ, ученики которых на эти же вопросы ответят заинтересованнее и содержательнее. Позвонила племяннице в подмосковный Александров, тоже ученице девятого класса. Женька четко оттарабанила про 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. А дальше, как и ее столичные сверстники, поплыла. Больше всего ее изумило, что ее дедушка брал Берлин...
Что же, у нас растут Иваны, не помнящие родства? Кто виноват? Не дети же...
МНЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ
Михаил Шнейдер, учитель истории Московской школы-гимназии N 45, так прокомментировал эти сочинения:
- Сочинения шокируют даже не незнанием дат и событий, а отношением ребят к войне. То, что оно отличается от нашего, как раз нормально. Если бы каждое поколение повторяло взгляды предыдущего, то не было бы проблемы отцов и детей.
Нужно считаться и еще с одним объективным обстоятельством. Три года назад в ходе совместного российско-американского исследования мы пришли к выводу, что рано или поздно Великую Отечественную ждет то же самое, что случилось с Отечественной войной 1812 года. Она просто "подменится" в сознании людей другими событиями. Это и видим на примере молодежи. Чеченская война занимает ее гораздо больше, чем события довольно давно минувших дней.
То же самое переживают США и Франция, где дети нередко даже плохо представляют, на чьей стороне воевали их страны. Это показатель не столько безграмотности, сколько отсутствия интереса. Характерное явление для нынешнего поколения: если в каком-то процессе оно не может участвовать, то и не стремится к этому. Закрывает уши плеером.
У нас же до сих пор, к сожалению, немало без вести пропавших, мы не стыдимся того, что точно не знаем, сколько наших людей погибло. Так что нам закрывать "тему войны" рано.
Андрей Соколовский, зав. кафедрой, доктор наук Института истории РАН:
- У нынешней школы есть еще беда: учебников много и в то же время не хватает на них у регионов денег. В результате обеспеченность ими не более 70 процентов. Даже в сотне километров от Москвы можно столкнуться с ситуацией, когда единственный учебник ксерокопируют и копии раздают.
Да и с теми, что есть, не так просто. Условно учебники можно разделить на два вида. Первые ("приукрашенные") советской поры. Вторые - построены на штампах Запада. Их литература пыталась свести войну между Германией и СССР к кровавой резне двух тоталитарных режимов. Авторов не интересовало, что наша страна воевала за свое выживание, а Германия вела войну на уничтожение. Но мы-то обязаны об этом помнить.
Более того, собранные в большинстве случаев из отдельных кусков, эти учебники не способны передать детям живой ткани событий в их взаимосвязи. Их авторы намеренно проходят мимо главных сражений или в лучшем случае упоминают о них вскользь. В результате приведенные факты скоро забываются, потому что не вызывают у детей никаких связных ассоциаций.
Где же выход? Дать не просто столько учебников, сколько нужно, но еще и таких, где история как бы сближается с литературой, знакомя с яркими, узловыми событиями через запоминающиеся образы героев того времени. Может, имей и в свое время такие книжки нынешние генералы, то они, прежде чем брать Грозный во время первой чеченской войны, вспомнили бы о взятии Берлина в 45-м? И не двинули бы туда танки, а направили штурмовые группы, не понеся таких потерь...
Александр Асмолов, зав. кафедрой психологии личности МГУ, доктор наук:
- Я не имею ничего против увлечения нынешней системы образования экономикой и информатикой. Но мы видим здесь наглядный пример, к чему может привести столь распространенное в наши дни пренебрежение к гуманитарному образованию. Без истории и филологии, русской словесности происходит обессмысливание всего достигнутого предыдущим поколением, без них мы теряем свое "я".