КТО ПРОСНЕТСЯ ЗНАМЕНИТЫМ?

Мы уже писали о премии "Национальный бестселлер", одной из немногих наград, претендующих на охват всего современного литературного пространства - без разделения писателей на лагеря и группы. Девиз премии - "Проснуться знаменитым".

Не так давно был объявлен шорт-лист. В него вошли: Александр Проханов (роман "Идущие в ночи") - 9 баллов; Сергей Болмат ("Сами по себе"), Эдуард Лимонов ("Книга мертвых") - по 8 баллов; Владимир Сорокин ("Пир"), Дмитрий Быков ("Оправдание") - по 6 баллов; Леонид Юзефович ("Князь ветра") - 5 баллов.
Было ясно, что любое решение жюри будет воспринято неоднозначно - это удел каждой премии: совершенных наград не бывает. Вопросы есть и к "Национальному бестселлеру". Касаются они и возможности номинаторов и членов жюри голосовать за себя, и состава высшей "судейской команды", и, конечно, названия премии: слово "бестселлер" дезориентирует - как будто речь идет не о серьезной литературе, а о "лидерах продаж"...
Но если посмотреть на ситуацию в целом, то надо признать, что серьезных недостатков, присущих большинству других премий, удалось избежать. Тем более что некоторые детали, вызывающие сомнения, компенсируются серьезными преимуществами, главные из которых - объективность и негрупповой характер награды.
Это получилось благодаря тщательно продуманному механизму: 89 номинаторов выдвинули публикации и рукописи, из которых затем члены большого жюри (23 человека) выбрали два произведения, оценивая их по трехбалльной системе. Те, которые получили наибольшее число баллов, попали в шорт-лист, из которого малое жюри (6 человек), начиная работу как бы с "чистого листа", выберет победителя. Надо сказать, что среди кандидатов, номинаторов и членов жюри - представители всех основных направлений отечественной словесности. Премия абсолютно открыта, что практически делает невозможным ее лоббирование.
Реакция литературной общественности на шорт-лист не заставила себя долго ждать. Одни шокированы лидерством Александра Проханова и присутствием в списке Эдуарда Лимонова, который, кстати, был недавно арестован и находится в Лефортове; другие - их соседством с "крутым" постмодернистом Владимиром Сорокиным. Отсюда вывод: премия плохая...
Можно спорить о достоинствах и недостатках произведений, вышедших в финал, но речь сейчас о другом. Каждая премия - это своего рода зеркало, отражающее - адекватно или не очень - литературную ситуацию. А "Национальный бестселлер" отличается от иных наград как раз чисто математической объективностью. Так что вопросы и претензии логичнее адресовать самой литературе, писателям. Вопросов наберется, полагаю, немало. Но, как говорил товарищ Сталин, других писателей у меня нет. У нас - тоже.
Действительно, малому жюри придется нелегко, чтобы прийти к консенсусу. Уже высказываются предположения, что лауреатство вряд ли "светит" Проханову или Сорокину, скорее всего, лавры достанутся более компромиссной фигуре. Если же мнения резко разойдутся, то окончательный выбор сделает почетный председатель жюри Ирина Хакамада. Это произойдет 25 мая в Санкт-Петербурге.