07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КИЕВСКИЕ МИРАЖИ

Прокопчук Станислав
Опубликовано 01:01 05 Мая 2003г.
"Воля народа - наивысший закон, - заявил Леонид Кучма в обращении к народу, выступая с очередной попыткой провести политическую реформу в стране. - Результаты всеукраинского референдума должны иметь прямое действие и не должны утверждаться каким-либо органом власти". На сей раз речь идет о превращении Украины из президентско-парламентской республики в парламентско-президентскую. Уже к 15 мая на стол главы государства должны лечь обобщенные замечания и предложения, итоги социологических опросов населения.

Эта тема прозвучала в качестве одной из главных в ежегодном президентском послании Верховной Раде. Инициативы главы государства по внесению изменений в Основной закон страны направлены в парламент. Что же предлагает украинский президент? Прежде всего, передать часть президентских полномочий правительству и двухпалатному парламенту, который надо еще создать. Премьер-министра при этом должна будет назначать нижняя палата парламента, состоящая из 300 депутатов (ее Леонид Данилович рекомендует назвать Государственным собранием). Правда, кандидатуру главы правительства вносить на утверждение будет лично сам президент "после согласования с парламентским большинством". Парламент утверждает состав правительства, а правительство - руководителей других центральных органов власти, не входящих в Кабинет министров. Сегодня это прерогатива Леонида Кучмы.
Однако и здесь кроется большое "но". Глава государства хочет оставить за собой назначение министров обороны, внутренних и иностранных дел, МЧС, руководителей Службы безопасности Украины, налоговой администрации и таможенной службы, председателя Госкомитета по делам охраны государственной границы.
Вносятся перемены и в систему выборов - предполагается пропорциональный принцип, то есть по партийным спискам.
Как и ожидалось, новая инициатива гаранта Конституции вызвала полярную реакцию народных депутатов, политиков и политологов. Особенно наглядно ее отражает дискуссия "эксов". Так, экс-президент Украины Леонид Кравчук относится к предложениям своего преемника позитивно. "Мне импонирует подход президента в отношении сроков выборов, - говорит он. - Надо определить один конкретный год, напрячься и провести выборы парламента, местных органов власти, президента и 5 лет работать. А то мы сейчас живем от выборов до выборов".
У экс-премьера Валерия Пустовойтенко иная позиция. По его мнению, введение двухпалатного парламента и сокращение количества депутатов может привести к противостоянию между регионами и политическими партиями.
Экс-спикеры парламента, народные депутаты Иван Плющ и Александр Мороз высказались более категорично: "Исключительное право вносить изменения в Конституцию имеет парламент. Нам предлагают опять какой-то референдум в виде всенародного обсуждения. Президент тем самым хочет оставить власть за кланами, им назначенными, но дать эту власть в виде верхней палаты парламента". Кстати, ее Леонид Данилович хотел бы назвать "палатой регионов".
Еще один экс-премьер, лидер парламентской фракции "Наша Украина" Виктор Ющенко опасается, как бы в новациях "пана Кучмы" не скрывались правила, которые позволят, не меняя игроков, трансформировать власть так, чтобы она осталась в одних и тех же руках.
Возникает вопрос: зачем затевается игра в "отказ от полномочий"? Как считают аналитики, за этим кроется стремление Леонида Кучмы убить двух зайцев: получить шанс переизбираться на третий президентский срок, а если выборы будут проиграны, то обеспечить себе кресло сенатора под защитой закона. Не зря же в его предложениях есть пункт, который предполагает формирование Палаты регионов из представителей областей, а также бывших президентов Украины.
Опять же, если Леониду Кучме удастся свести в один год выборы и президентские, и парламентские, и в местные органы власти, то он может получить возможность продлить сегодняшний срок своего президентского правления до 2006 года - срока перевыборов нынешнего парламента. Как известно, срок полномочий действующего президента заканчивается осенью 2004 года.
Инициативу Леонида Даниловича сейчас активно и организованно обсуждает народ на своих собраниях в трудовых коллективах. И, конечно же, прилюдно звучит полный "одобрям-с". Тем не менее, как свидетельствуют результаты апрельского опроса, проведенного Украинским институтом социальных исследований и центром "Социальный мониторинг", количество украинцев, готовых поддержать предложения президента Кучмы по политической реформе в стране, заметно снизилось. Равно как и доверяющих ему.
Так, Леониду Кучме не доверяют 74 процента опрошенных, а доверяют - 18. Верховной Раде не доверяют 66 процентов, доверяют - 19, Кабинету министров соответственно - 62 и 20 процентов жителей Украины. А наибольшим доверием пользуются средства массовой информации - 63, Вооруженные силы - 58 и религиозные организации - 53 процента.
"Столь неблагоприятные для президента Украины результаты социологических опросов, - сказал "Труду" директор Института политических исследований Сергей Марков, - следствие, мягко говоря, непоследовательной политики, которую в последнее время проводит Леонид Данилович, запутавшись в приоритетах многовекторности".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников