СКАНДАЛ ВОКРУГ "МОНД"

Откровенно говоря, такого скандала, который разразился после выхода в свет книги "Оборотная сторона "Монд", во Франции давно уже не было. На некоторое время он даже заслонил актуальнейшую иракскую тематику. Книга, написанная журналистами Пьером Пеаном и Филиппом Коэном, стала своего рода увесистым булыжником, который эти смельчаки метнули в огород влиятельнейшей местной газеты "Монд", которая здесь всегда считалась "цитаделью морали" и рупором общественного мнения.

Другими словами, два смельчака подняли руку на "святая святых" французских СМИ и, надо отдать им должное, провели эту операцию более чем успешно. К настоящему моменту распродано свыше 300 тысяч экземпляров толстенного, в 630 страниц, документального опуса, и, судя по всему, это еще не предел.
Так в чем же секрет успеха бестселлера? Да в том, что его авторы приоткрыли скрытую от читателей сторону "Монд". С помощью фактов, основываясь на свидетельствах, они показали, как из уважаемого печатного органа, который свыше полувека считался трибуной демократичности, плюрализма и свободных дебатов, в середине 90-х годов он стал превращаться, как настаивают авторы, в механизм чуть ли не мафиозного свойства, который в своих интересах использовало новое руководство газеты, а конкретно директор "Монд" Жан-Мари Коломбани, главный редактор Эдви Пленель и администратор Ален Минк.
По словам авторов книги, этот "адский триумвират" отправил в архив принципы основателя "Монд" высоколобого идеалиста Юбера Бев-Мери, для которого непредвзятость и принципиальность стояли выше всего, благодаря чему в свое время газета завоевала непререкаемый авторитет. "Тройка" сделала ставку на сведение счетов с помощью газетных полос, а в качестве метода расправы с неугодными избрала, в частности, расследование громких криминально-политических дел. Причем, как рассказывают Пеан и Коэн, материалы часто не являлись результатом журналистского поиска, а поступали в редакцию напрямую от "союзников" в полиции и в судебных органах, что, кроме всего прочего, было прямым нарушением тайны следствия. Так, одной из любимых мишеней "Монд" стал бывший французский министр иностранных дел Ролан Дюма, который проходил по делу нефтяной компании "Эльф Акитэн". Бывшего соратника Миттерана "гнобили" на страницах газеты изо дня в день. Сам Ролан Дюма подсчитал, что за полтора года из 138 статей, посвященных нефтяному делу, 119 было направлено против него, а когда с экс-министра сняли большую часть обвинения, "Монд" вышла с заголовком: "Обвинительное заключение уличает Дюма".
Один из авторов книги - Пьер Пеан впервые обратил внимание на неполадки в "Монд", когда во время президентской кампании 1995 года эта в целом независимая газета стала вдруг активно раскручивать соперника Жака Ширака, тогдашнего премьер-министра Эдуара Балладюра. Причем, как явствует из бестселлера, делалось это довольно беспардонно, прибегая к опросам общественного мнения сомнительного свойства, а на их основании в сознание французов вдалбливалась мысль о том, что исход выборов давно уже предрешен и победителем несомненно станет тогдашний премьер-министр. Пьер Пеан стал разбираться в причинах и выяснил, что Ален Минк, один из "инфернальной тройки", параллельно состоял... советником при Балладюре. Вместе со своими коллегами по триумвирату, считает Пьер Пеан, он поставил влиятельную газету с незапятнанной ранее репутацией на службу конкретному консервативному политику, что впоследствии могло обернуться немалой выгодой. "Это была смерть "Монд", той, что была создана Юбером Бев-Мари", - констатируют авторы книги.
А то, что этот "рупор" действительно может отправить в нокаут почти любого тяжеловеса, хорошо показала история с экс-шефом мощного широкопрофильного концерна мирового значения "Вивенди" Жана-Мари Мессье. "Вивенди", кроме всего прочего, принадлежал популярный еженедельник "Экспресс", на который положил глаз директор "Монд" Коломбани, с которым Мессье поддерживал вполне дружеские отношения, более того, ежегодно давал рекламу на миллионы евро. В принципе Мессье был готов расстаться с журналом, но, как и полагается, поставил об этом в известность трудовой коллектив. Журналисты "Экспресса" резко высказались против сделки и пригрозили массовой отставкой, что привело бы к выплате им огромных компенсаций, полагающихся по местным законам и по условиям коллективного договора. Мессье пошел на попятную и вызвал дикий гнев Коломбани. Против Мессье на страницах "Монд" была развернута невиданной силы кампания. Упор был сделан на финансовые проблемы, в частности, на задолженности, с чем, как известно, сталкиваются все крупные холдинги. В результате акционеры, встревоженные атакой, как они считали, "беспристрастного издания", стали избавляться от акций, что привело к падению их курса на бирже и в конечном счете к отставке Мессье.
Нечто похожее произошло также, когда известная норвежская издательская группа "Schibsted", которая специализируется на бесплатных газетах, живущих за счет рекламы, решила запустить во Франции таблоид "20 минут". Группа обратилась в "Монд", где прекрасно знают местный рынок. Руководство "Монд" пообещало разнообразную поддержку и лоббирование, но запросило за услуги слишком высокую цену. Когда норвежцы стали искать других партнеров, "Монд" разразилась серией материалов, в которых стала громить бесплатные газеты как таковые по причине того, что они якобы "демпингуют" и подрывают все остальные ежедневные печатные издания...
Но, пожалуй, самым ярким примером "новой экономической политики" "Монд", как рассказывают авторы "Оборотной стороны", стала история с предприятием "Новая экспедиционная служба парижской прессы" (НЭСПП), которая занимается распространением газет и журналов во французской столице. Руководство "Монд", используя свои связи в правительстве бывшего премьера-социалиста Жоспена, выбило субсидий для НЭСПП на сумму 80 миллионов франков. Казалось, сделано полезное для всех изданий дело. Однако, как явствует из бестселлера, шефы "Монд" потребовали от экспедиционной службы 10 процентов от субсидий. Часть суммы была оприходована, то же самое произошло бы и с остатком, если бы не один ревизор из НЭСПП. Он возмутился этой сделкой, которую иначе, как незаконным "откатом", назвать нельзя, и пообещал передать дело в прокуратуру...
Примеров подобного и иного свойства, которые бросают тень на репутацию влиятельной газеты, в книге приводится великое множество. От себя могу лишь добавить, что более агрессивных, а порой просто беспардонных нападок на Россию по ситуации в Чечне, чем в "Монд", во французской прессе мне встречать не доводилось. Порой даже казалось, что это издание делало все возможное, чтобы представить нашу страну и ее руководителей, кстати, демократически избранных, в качестве некоей разнузданной банды, которая только и думает о том, чтобы "убивать, насиловать и грабить мирное население" Чечни. Казалось, что такой предвзятый, заангажированный подход распространялся только на Россию. Книга Пьера Пеана и Филиппа Коэна показала, что речь идет не об исключении, а о достойном сожаления и возмущения правиле...