25 июня 2018г.
МОСКВА 
21...23°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.24   € 73.72
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АНГЕЛ ПОСЕЛИЛСЯ В БОЛЬШОМ

Бадаева Евгения
Опубликовано 01:01 05 Мая 2004г.
Идя в Большой театр на премьеру оперы "Огненный ангел" Прокофьева (по роману Валерия Брюсова), я, честно сказать, ждал подвоха. Предыдущая работа американо-итальянского режиссера Франчески Замбелло и бывшего нашего, а ныне американского сценографа Георгия Цыпина в Большом - "Турандот" Пуччини - особых восторгов не вызвала: не назовешь же находкой давно надоевший прием "осовременивания" классики в политическом ключе, вроде массовки с поднятыми вверх красными книжечками - то ли цитатниками Мао, то ли советскими партбилетами.

Красные книжечки были и сейчас - правда, только в финале. Видно, Замбелло, слывущая на Западе специалистом по теме России и тоталитаризма (она ставила даже такое малоизвестное сочинение, как оперетта Шостаковича "Москва, Черемушки"), не в силах совсем отказаться от стереотипов. Замбелло поставила "нормальный" спектакль, в целом не перечащий музыке Прокофьева. Хоть обстановка и рисует не германский город Кельн XVI века, а, скорее, московский или ленинградский двор-колодец нэповской поры с его характерными обитателями-обывателями. Впрочем, в эклектичной архитектуре начала ХХ века, изображенной Георгием Цыпиным, можно усмотреть признаки какой угодно эпохи. Ну а обыватели - они обыватели и есть: средневековый люмпен или трактирщица по внутренней сути мало чем отличаются от советского алкоголика или председательницы домкома, что подчеркивает своими костюмами художница Татьяна Ногинова.
Главная же удача - исполнение гениальной музыки Прокофьева коллективом под руководством дирижера Александра Ведерникова. Труд тем более похвальный, что сложнейшая партитура, написанная композитором в Париже в 1927 году исключительно по душевному порыву, безо всякого заказа, ни разу в Москве не озвучивалась. Признаюсь, не ожидал от внешне флегматичного Александра Александровича такого вживания в исступленные страсти "Огненного ангела". Хороши и Хозяйка квартиры (Ирина Рубцова), и Гадалка (Евгения Сегенюк), и Фауст с Мефистофелесом (Тарас Штонда и Максим Пастер)... А Рената в исполнении молодой солистки "Новой оперы" Татьяны Смирновой - настоящее открытие: певица не просто извлекает нужные ноты (что само по себе было бы уже достижением) - ее голос наполнен огромным чувством. По странному решению постановщиков эта великолепная музыкальная актриса поставлена во второй состав, тогда как в первом главную роль бледновато исполняет приглашенная из Нью-Йорка мало кому известная экс-украинская певица Оксана Кровицкая, тем более теряющаяся на фоне опытного баритона из Мариинки Валерия Алексеева (Рупрехт).
Конечно, и в музыкальном плане есть что "дотягивать": например, в общем грохоте потерялась изобретательнейшая полифония заключительной сцены, а финальный грозный мажор меди и вовсе померк из-за киксов. Но это детали. Бояться стоит другого. Вспоминаю, как несколько лет назад после огромной репетиционной работы Большой выпустил прокофьевского "Игрока" - и вдруг ушел в отставку худрук и дирижер Геннадий Рождественский, и замечательный спектакль, едва увидев свет, умер. Надеюсь, ни Ведерников, ни "Огненный ангел" не разделят судьбу своих неудачливых предшественников.




Каким будет выступление российской сборной по футболу на домашнем чемпионате мира? Ваш прогноз!