07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АНГЕЛ ПОСЕЛИЛСЯ В БОЛЬШОМ

Бадаева Евгения
Опубликовано 01:01 05 Мая 2004г.
Идя в Большой театр на премьеру оперы "Огненный ангел" Прокофьева (по роману Валерия Брюсова), я, честно сказать, ждал подвоха. Предыдущая работа американо-итальянского режиссера Франчески Замбелло и бывшего нашего, а ныне американского сценографа Георгия Цыпина в Большом - "Турандот" Пуччини - особых восторгов не вызвала: не назовешь же находкой давно надоевший прием "осовременивания" классики в политическом ключе, вроде массовки с поднятыми вверх красными книжечками - то ли цитатниками Мао, то ли советскими партбилетами.

Красные книжечки были и сейчас - правда, только в финале. Видно, Замбелло, слывущая на Западе специалистом по теме России и тоталитаризма (она ставила даже такое малоизвестное сочинение, как оперетта Шостаковича "Москва, Черемушки"), не в силах совсем отказаться от стереотипов. Замбелло поставила "нормальный" спектакль, в целом не перечащий музыке Прокофьева. Хоть обстановка и рисует не германский город Кельн XVI века, а, скорее, московский или ленинградский двор-колодец нэповской поры с его характерными обитателями-обывателями. Впрочем, в эклектичной архитектуре начала ХХ века, изображенной Георгием Цыпиным, можно усмотреть признаки какой угодно эпохи. Ну а обыватели - они обыватели и есть: средневековый люмпен или трактирщица по внутренней сути мало чем отличаются от советского алкоголика или председательницы домкома, что подчеркивает своими костюмами художница Татьяна Ногинова.
Главная же удача - исполнение гениальной музыки Прокофьева коллективом под руководством дирижера Александра Ведерникова. Труд тем более похвальный, что сложнейшая партитура, написанная композитором в Париже в 1927 году исключительно по душевному порыву, безо всякого заказа, ни разу в Москве не озвучивалась. Признаюсь, не ожидал от внешне флегматичного Александра Александровича такого вживания в исступленные страсти "Огненного ангела". Хороши и Хозяйка квартиры (Ирина Рубцова), и Гадалка (Евгения Сегенюк), и Фауст с Мефистофелесом (Тарас Штонда и Максим Пастер)... А Рената в исполнении молодой солистки "Новой оперы" Татьяны Смирновой - настоящее открытие: певица не просто извлекает нужные ноты (что само по себе было бы уже достижением) - ее голос наполнен огромным чувством. По странному решению постановщиков эта великолепная музыкальная актриса поставлена во второй состав, тогда как в первом главную роль бледновато исполняет приглашенная из Нью-Йорка мало кому известная экс-украинская певица Оксана Кровицкая, тем более теряющаяся на фоне опытного баритона из Мариинки Валерия Алексеева (Рупрехт).
Конечно, и в музыкальном плане есть что "дотягивать": например, в общем грохоте потерялась изобретательнейшая полифония заключительной сцены, а финальный грозный мажор меди и вовсе померк из-за киксов. Но это детали. Бояться стоит другого. Вспоминаю, как несколько лет назад после огромной репетиционной работы Большой выпустил прокофьевского "Игрока" - и вдруг ушел в отставку худрук и дирижер Геннадий Рождественский, и замечательный спектакль, едва увидев свет, умер. Надеюсь, ни Ведерников, ни "Огненный ангел" не разделят судьбу своих неудачливых предшественников.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников